Министр юстиции России заявил, что в связи с последними громкими терактами он переосмысливает свою позицию по проблеме смертной казни. В беседе с генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером глава Минюста России дал понять, что "террористы, на совести которых ни в чем не повинные убитые дети и старики, не могут называться людьми в полном смысле слова и потому заслуживают самого сурового наказания".

Министр юстиции отметил при этом, что это "не его позиция, а размышления вслух", передает "Интерфакс". По словам Юрия Чайки, он был сторонником отмены смертной казни, "очень жестко придерживался этой позиции, но последние события в Чечне заставили кое-что переосмыслить". "Международные террористы, которые взрывают дома, приговариваются к пожизненному заключению, а родственники их жертв, как налогоплательщики, должны их содержать, делиться с ними хлебом", - сказал министр, добавив: "Насколько это гуманно и вписывается в нормы морали?" Глава Минюста высказал мнение, что, "возможно, когда везде будут суды присяжных, можно будет сохранить смертную казнь в отношении особо опасных преступников, которые совершили преступления за пределами здравого смысла".

Тем не менее он подчеркнул, что "сегодня Россия жестко выполняет взятые на себя обязательства: действует введенный мораторий на смертную казнь, есть соответствующее решение Конституционного суда". "Европейское сообщество не может упрекнуть Россию в этом плане", - отметил Юрий Чайка.

Генеральный секретарь Совета Европы со своей стороны снова высказался за полную отмену смертной казни в России. "Я был бы очень разочарован, если бы Россия была последней европейской страной, которая не ратифицировала шестой протокол и не отменила законодательно смертную казнь", - сказал генсек. Швиммер не согласился также с "мыслями вслух" российского министра юстиции, заметив, что "террористы, как бы к ним мы ни относились, также являются человеческими существами". Кроме того, считает генсек СЕ, "цивилизованные страны должны показать разницу между шариатским судом, который действовал в Чечне, и демократическим справедливым правосудием".

Вчера с генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером встречался Генеральный прокурор России Владимир Устинов. После переговоров Устинов сказал, что проблему отмены смертной казни нельзя рассматривать в отрыве от реальной ситуации с преступностью.

Между тем вчера же заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак сообщил, что отмена моратория на смертную казнь возможна только после того, как во всех субъектах России начнут действовать суды присяжных. По его словам, это произойдет до конца 2002 года.

В России не казнят с 1997 года. Вступив в Совет Европы в 1996 году, Россия взяла на себя обязательство в течение года приостановить казни, а через три года отменить их вообще. 2 февраля 1999 года Конституционный суд запретил назначать смертную казнь в качестве уголовного наказания до тех пор, пока повсеместно в России не будут введены суды присяжных. По действующей Конституции России только суды присяжных могут выносить смертные приговоры, а они ныне существуют лишь в девяти субъектах федерации.