С 1999 года чеченцы, ингуши и дагестанцы автоматически попадают под подозрение, "поэтому нередко толпа разгоряченных русских в столице и в других городах прибегает к тому, что принято называть эвфемизмом "самосуд", объясняет издание.
В данном случае "кавказский след" не так уж и очевиден, если он вообще имеет место, говорится в статье. "Как показывают недавние беспорядки - такие, как в конце декабря на Манежной площади в центре Москвы, - в России есть и другой взрывоопасный потенциал. Это правые радикалы, молодежные группировки фашистского толка, вооруженные формирования, демобилизованные сотрудники спецслужб, сознание которые деформировали расистские взгляды, а также сломленные войной в Чечне молодые парни", - цитирует статью InoPressa.
После теракта в Домодедово, не сомневается автор, "праворадикальное крыло будет чаще демонстрировать свастику, неприятно сочетая свои символы с символами российской и советской национальной идентификации. Травля выходцев с Северного Кавказа, Центральной Азии и просто чужаков будет набирать обороты".
Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги, в свою очередь, предположил, что теракт в аэропорту стал актом возмездия за националистические шествия и лозунги, которые произошли в Москве в декабре, пишет USA Today.
Он также склонен видеть ответственность властей за происходящее: так называемая чеченизация, когда порядок в республике должны были наводить сами чеченцы, вылилась в кадыровизацию с жестокими методами главы республики Рамзана Кадырова. В итоге теперь проблемы не только в Чечне, но и в соседних республиках - Ингушетии и Кабардино-Балкарии, подытожил Малашенко.
Как отмечает The Wall Street Journal, террористы на Кавказе используют методы "Аль-Каиды", захватывая самолеты, взрывая жилые дома, беря мирных граждан в заложники. Однако, как подчеркивает издание, убийство мирных жителей не только никак не поможет простым чеченцам, но и подрывает к ним доверие.
На фоне последнего теракта, по мнению The WSJ, россиянам стоило бы задать вопрос властям, которые пришли к управлению страной на фоне страшных терактов конца 1990-х годов с обещанием принести стабильность и мир, почему этого не произошло до сих пор. Нынешний премьер Владимир Путин стал президентом в 2000 году после того, как осенью 1999 года были взорваны жилые дома в Москве.
Тогда было объявлено, что за этим стоят чеченские террористы, и Путин дал старт второй чеченской кампании, которая оказалась успешной. Однако наиболее видные критики Путина указывают, что за теми терактами скрывался вовсе не "кавказский след", а "след КГБ", пишет издание.
Несмотря на то, что власть в последние 10 лет декларировала защиту граждан от атак террористов и исправно сообщала об их уничтожении, вспышек террора меньше не стало. Сотни людей погибли при захвате "Норд-Оста", а позднее школы в Беслане. На Северном Кавказе нередко совершаются нападения на представителей власти. За все это, подчеркивает The WSJ, должны нести ответственность Путин и его правительство, однако этого не происходит.
Кроме того, как считает издание, России пора признать, что террористическая угроза одинакова по всему миру, а боевики на Кавказе вдохновляются примерами исламистов из Пакистана, Ирака, Йемена и Газы. Однако Путин воспринимает Запад как своего соперника и благоволит Ирану - главному спонсору террористов, уверено издание.
The National Post удивляется, что атаки на мирных жителей, подобные теракту в "Домодедово" демонстрируют слабость власти и ее неспособность обеспечить стабильность, однако в России почему-то приводят к усилению влияния все тех же силовых структур и премьер-министра Владимира Путина.
Напомним, теракт был совершен в понедельник, 24 января, в 16:32 в общей зоне зала международных прилетов "Домодедово". В ту минуту в помещении находились несколько сотен человек: встречающие, пассажиры, сотрудники аэропорта. РИА "Новости" создало 3D-реконструкцию событий: на ВИДЕО террорист паркует машину на стоянке аэровокзала и заходит в зал международных прилетов, где взрывает себя в толпе встречающих.
Погибли 35 человек, 113 госпитализированы, в том числе восемь иностранцев - граждане Франции, Италии, Словакии, Германии, Великобритании, Таджикистана, Азербайджана и Киргизии. Состояние 32 раненых оценивается как тяжелое, троих - как крайне тяжелое. Возбуждено уголовное дело по статьям 205 ("терроризм"), 105 ("убийство") и 222 ("незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ").