Аркадий Ротенберг
Пресс-служба Президента России
Структуры миллиардера Аркадия Ротенберга благодаря распродаже национализированной собственности стали крупнейшим собственником объектов досуга и отдыха, получив миллиардные активы на побережье Крыма, а также большинство выгодных госконтрактов, пишет "Проект". Услуги Ротенберга оплачиваются недвижимостью, которую он и его окружение получают с помощью государства.

В марте 2020 года Ротенберг получил звание Героя Труда за "особые заслуги в строительстве Крымского моста". В сентябре 2018 года он дал интервью, в котором заявил, что его компании "Стройгазмонтаж" и "Мостотрест" всегда укладываются в сроки и не требуют дополнительных средств. Но если 19-километровый транспортный переход через Керченский пролив был построен за три с половиной года и обошелся бюджету в 228 млрд рублей вместо предполагаемых 247 млрд, то железнодорожный подход к мосту в северной части Крыма подорожал с 6,5 до 22 млрд рублей.

Еще один золотоносный проект Ротенберга в Крыму - бывший всесоюзный пионерлагерь, а ныне международный детский центр "Артек", состоящий из девяти отдельных лагерей. В 2014 году он стал одним из символов "возвращения Крыма", и к нему начали проявлять внимание министры, депутаты Госдумы и знаменитости. В 2018 году там отдохнули дети лидера Сирии Башара Асада и еще 40 сирийских детей.

Летом 2015 года правительство заключило контракт на реконструкцию "Артека" на 2,3 млрд рублей. За пять лет его стоимость выросла в 13 раз, достигнув 30,5 млрд рублей. Подрядчиком работ стала принадлежавшая в то время Ротенбергу компания "Стройгазмонтаж". Другой контракт Ротенберга с "Артеком" подорожал более чем в десять раз. Всего же "Стройгазмонтаж" заключил в "Артеке" 36 контрактов на общую сумму почти 38,5 млрд рублей.

Ротенберг занимался не только строительством, но и поставками в "Артек" мебели, бытовой техники, хозяйственного инвентаря, заключив контракты на сумму более 640 млн рублей. А в 2015 году компания "Красный квадрат" получила за медиаподдержку 90-летия "Артека" 40 млн рублей. Всего компании Ротенберга освоили на госконтрактах в Крыму сумму, равную примерно четверти федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя, оценивавшейся в 1,3 млрд рублей

Кроме того, в 2018 году компания, аффилированная с Ротенбергами, стала владелицей дворца Романовых в крымском Мисхоре, который получил имя "Дюльбер" (в переводе с арабского - "восхитительный"). Он был продан за 702 млн рублей зарегистрированной в Симферополе "Управляющей компании инфраструктурных проектов" (УКИП) с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.

Учредителем УКИП в момент покупки был Владимир Зарицкий, экс-командующий ракетными войсками России, президент фонда поддержки офицеров запаса "Офицерское братство". Сам он заявил, что бизнесом не занимается, в компании УКИП был лишь номинальным собственником, да и в Крыму был всего один раз. Спустя год после продажи "Дюльбер" был переписан на закрытый паевой фонд "Терс". Управляет им фирма "УК "Фин-Партнер", принадлежащая в свою очередь компании "Центр-М" - ее акции находятся в залоге в Мособлбанке, который с мая 2014 года фактически принадлежит Ротенбергам.

Всего УКИП купила три санатория на общую сумму 1,5 млн рублей: помимо "Дюльбера", ей принадлежат санатории "Мисхор" и "Ай-Петри". Все три санатория сегодня объединены брендом "Курорты Крыма" и активно работают с региональными администрациями, отправляющими туда льготников.

В конце 2018 года та же "Управляющая компания инфраструктурных проектов" выкупила у государства акции крымского оператора связи "Крымтелеком", сделав это фактически без торгов. "Крымтелеком" вместе с компанией "K-телеком" обеспечивает так называемый "технический роуминг" для абонентов российских сотовых сетей.

Поскольку "большая четверка" - "Билайн", "Мегафон", МТС и Tele2 - не работают в Крыму из-за санкций, приезжающие на отдых туристы платят за звонки, SMS и мобильный интернет по тарифам национального роуминга - к стандартной стоимости звонков прибавляется еще несколько рублей в минуту, а интернет тарифицируется помегабайтно. Это повышает расходы до нескольких сотен рублей в день.

"Технический роуминг" сделал крымских операторов самыми успешными в стране: в 2016 году рентабельность "К-телекома" в пять раз превысила показатели МТС. Позже из-за многочисленных жалоб игроков рынка на завышенные тарифы в дело вмешалось госрегулирование, и с тех пор выручка "К-телекома" и "Крымтелекома" неизменно падает. Однако инвестора мог интересовать не сам телекоммуникационный бизнес, а недвижимость и земля: "Крымтелекому" принадлежит 105 тыс кв. метров помещений и 21,5 га земельных участков по всему Крыму, и почти 2 тыс. км кабельной канализации.

В апреле 2020 года связанная с Ротенбергами компания "Айти-инвест", директор которой Арсен Сидаков (по совместительству возглавляет созданный Ротенбергами петербургский клуб дзюдо "Явара-Нева"), выкупила еще один весьма сомнительный актив в Крыму - госпредприятие "Крымтехнологии". Компания занимается поддержкой портала о событиях "Крымской весны" и разработкой сайтов и сервисов для местных органов власти.

В течение двух лет, предшествующих выкупу, она была убыточной, а основным источником ее доходов были госконтракты. При этом ей принадлежат 87 земельных участков, в том числе в центре Симферополя, Ялте, Алуште и Евпатории, и более 300 отдельных зданий и помещений общей площадью 77 тыс. кв. м. Вся эта масса недвижимости была продана за 496 млн рублей - по 6,5 тыс. рублей за квадратный метр площади, не считая земли.

Ротенбергам принадлежат и камеры контроля за движением автомобилей по всему Крыму. Стационарных камер, фиксирующих превышение скорости, на трассе "Таврида" пока мало, но есть "треноги", которые приносят весомую долю выручки владельцам камер. Эти владельцы - тоже люди Ротенбергов, и местные власти связаны с ними кабальными концессиями. В бюджеты регионов ни копейки от штрафов не попадает, поскольку все собранное на дорогах уходит в счет обязательных платежей за обслуживание камер.

Например, в 2017 году в Севастополе было собрано 273 млн штрафов - и все они ушли компании"Безопасные дороги", которые принадлежат Ротенбергам. А в 2019 году собранного по "письмам счастья" не хватило: оператор судился с городом за недоплаченные 27 млн рублей. К стационарным камерам местные водители быстро привыкли, транзитного потока нет, а число туристов оказалось меньше расчетного. Кроме того, из-за бюрократических проблем в Севастополе так и не заработали платные парковки.

Кроме того, Ротенбергам принадлежит значительная часть побережья острова Сарыч, который Аркадий Ротенберг называл любимым местом отдыха. Полеты дронов над побережьем запрещены, а самый трассы Севастополь-Ялта стоят таблички "Частная территория". Ниже по склону расположен забор с колючей проволокой, подходы к нему тщательно охраняются. За забором строится роскошный особняк в четыре-пять этажей. Судя по спутниковым снимкам, площадь одного этажа - около 1500 кв. м (общая площадь здания может достигать 6-7 тыс. кв. м). По оценкам риелторов, специализирующихся на элитной недвижимости в Крыму, только земля под особняком может стоить $35 млн. А в июне 2020 года в районе Ялты была замечена роскошная 62-метровая яхта Rahil, которая, по некоторым данным, также принадлежит Ротенбергу.