В своем Facebook журналист написал: "Примерно через три часа после того, как мы открыли один из пяти первых в городе мемориальных знаков "Последнего адреса", 15 февраля. Подъехали на двух машинах, одну, оклеенную патриотической символикой, оставили "на атасе" за углом (у нас есть съемка с другой камеры), другую подогнали вплотную к тому месту, где висит табличка. Вылезли вдвоем, отвинтили наш знак заранее припасенным шуруповертом и молча уехали".
Он также заметил, что местные жители пытались остановить вандалов, однако они сказали: "Нам сказали снять - мы и снимаем". "Конечно, это только одна табличка из пяти: но зато самая заметная, установлена в самом людном месте, та, про которую больше всех говорили и писали, где больше людей собралось", - заметил Пархоменко.
Табличка была посвящена Максиму Ефимовичу Гольдбергу, начальнику строительства и первому директору Барнаульского меланжевого комбината, который был расстрелян в октябре 1937 года в возрасте 37 лет. Пархоменко отметил, что внучка Гольдберга "специально приехала из Москвы посмотреть на то единственное место, где теперь будет написано имя ее деда: расстрелян он был в Новосибирске, закопан в общей могиле".
Подобный случай вандализма - первый. Пархоменко поведал, что ранее случались инциденты из-за табличек, однако они были связаны с официальными претензиями властей. "Был случай в Петербурге, где какие-то бомжи позарились на кусок нержавейки, вообще не прочтя, что там написано, и не понимая, что они несут в пункт приема металлолома, - добавил журналист. - А вот такого: осознанной вороватой подлости - чтоб дождались, пока люди разойдутся, и выдрали - такого не было. Барнаул - первый город, где нашлись подонки".
Отвечая в комментариях на вопрос, будет ли новая табличка на месте снятой, Пархоменко сказал: "Будет. Но сначала попытаемся эту найти и отобрать". По его словам, в полицию активисты уже обратились.
Проект "Последний адрес"
Мемориальные знаки "Последний адрес" в память о репрессированных в годы советской власти устанавливают по всей стране. Установка мемориальных знаков проходит с учетом мнения местных жителей. Если дома не сохранились - договариваются с жильцами соседних строений.
По словам Пархоменко, обратиться в фонд "Последний адрес" с заявкой на установку знака может любой человек. "В Санкт-Петербурге чаще всего обращаются родственники, возможно, там больше интересуются историей семьи. В Москве - не всегда, иногда это жители старых домов, иногда историки", - пояснил Пархоменко.
Проект реализуется благотворительным фондом "Последний адрес" совместно с историко-просветительским обществом "Мемориал". Памятные знаки начали устанавливать в декабре 2014 года.