Источник издания в правоохранительных органах отметил, что среди россиян, воюющих на стороне исламистов, есть достаточное количество людей из немусульманских регионов. "Религия к этому не имеет никакого отношения, главное - наличие чувства протеста, отсутствие интереса к предлагаемым обществом способам самореализации. Вчера эти проблемы молодежи находили выход в радикальном национализме, сегодня в моде другие течения", - считает он.
Помимо "Исламского государства", также вступают в ряды запрещенных в РФ организаций "Фронт ан-Нусры" и "Джейш-аль-Мухаджирина" (последняя воюет против ИГ). Представители МВД в официальном ответе на запрос депутата Госдумы Валерия Рашкина об антитеррористических мерах в России также рассказали, что силовики выявили 92 вербовщика незаконных вооруженных группировок. В середине декабря на заседании Национального антитеррористического комитета директор ФСБ Александр Бортников рассказал о 2900 россиянах, участвующих в деятельности международных террористических организаций в Сирии и Ираке. Он также говорил, что для пресечения финансирования терроризма ведутся проверки и тысячи расследований, возбуждено 270 уголовных дел.
При этом количество вернувшихся в РФ исламистов у ФСБ и МВД расходится. Если в министерстве говорят о 889 возвратившихся боевиках, то ФСБ называли более скромные цифры. Так, Бортников говорил лишь о 214 боевиках, среди которых 80 осуждены, а 41 арестован. Еще 198 исламистов, по его данным, были уничтожены во время боевых действий за границей.
Он также говорил, что в 2015 году удалось пресечь попытки выезда в ряды боевиков около 100 граждан России, прежде всего молодежи из регионов Северного Кавказа, Приволжского и Южного федеральных округов.
По словам источника РБК в правоохранительных органах, сейчас приток россиян в ряды исламистов почти полностью перекрыт. За последнее время выезд в Сирию для потенциальных боевиков стал гораздо сложнее, так как сейчас возникают проблемы как с перелетом в Турцию, так и с пересечением турецко-сирийской границы, где турки усилили пограничный контроль.
Заметим, в июле "Новая газета" сообщила, что некоторых членов дагестанского подполья специально после переговоров с ФСБ отпускали в Сирию, чтобы ослабить местные группировки в Дагестане. По словам корреспондента газеты Елены Милашиной, за годы "сирийской" войны - с 2011 года - активность кавказского подполья упала в два раза. Силовики, способствующие отправке бандитов на войну на стороне террористов ради ослабления подполья, не учли побочный эффект такой стратегии: тенденция распространилась не только на Кавказе, но в других регионах РФ, кроме того, те, кто уехал, представляют теперь потенциальную угрозу для России с учетом приобретенного ими опыта.