Бунт в ИК-6 вспыхнул 24 ноября, когда около 250 осужденных из шести отрядов вышли в режимный коридор жилой зоны учреждения и стали требовать прекратить поборы. Одновременно у колонии собрались приблизительно три сотни родственников заключенных. Сотрудники ОМОНа обвинили некоторых из них в агрессивном поведении и попытались их умирить. 38 человек, находившихся, по данным полиции, в состоянии алкогольного опьянения, были задержаны. Всем им назначили штрафы в размере 1 тыс. рублей, одного задержали на 5 суток.
Хотя правозащитники уверяли, что омоновцы избивали людей у стен колонии, в МВД заявили, что, наоборот, восемь бойцов спецподразделения получили травмы во время "пресечения правонарушений".
Через два дня ГУ ФСИН России по Челябинской области рапортовало об окончании акции и наведении порядка в колонии. Однако допущенные в ИК-6 правозащитники обнаружили, что руководство намеренно уходит от управления заведением, не исключив, что это делается для доведения ситуации до взрыва и ввода под этим предлогом спецназа.
Следственная группа, куда поступили десятки заявлений зэков о поборах, установила, что сотрудники исправительного учреждения с 2008 года по ноябрь 2012 денег вымогали от 5 тыс. до 90 тыс. рублей у сидельцев, угрожая им физическим насилием.
По факту было возбуждено уголовное дело по п.п."а, в" ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Также возбуждено пять уголовных дел по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) в связи с получением травм сотрудниками ОМОНа.
В начале декабря при обыске следователи изъяли в колонии большое количество ножей и сабель, произведенных нелегально. Также обнаружено большое количество не поставленной на баланс бытовой техники и материальных ценностей. Изъята документация финансового характера. В связи с инцидентом к дисциплинарной ответственности привлечены 12 сотрудников ГУФСИН России по Челябинской области.
Механова взяли после обысков у сотрудников ИК
На прошлой неделе СУ СК по региону сообщало, что следователи проводят обыски дома у сотрудников исправительного учреждения, изымая вещественные доказательства, имеющие отношение к расследованию уголовного дела.
В интервью изданию "Коммерсант-Власть" в начале декабря 30-летний начальник ИК-6 Денис Механов утверждал, что изначально зэки не собирались говорить о поборах и насилии, которых в тюрьме якобы нет. Сначала зэки требовали только послабления режима и выпуск из ШИЗО сокамерников, а когда не добились этого, придумали жаловаться на вымогательство денег и избиения.
Механов тогда заявил, что у него в колонии был порядок, а осужденные "ходили по струнке", поэтому, по версии начальника, им это и не нравилось. По его словам, помогали сидельцам расшатать порядок члены ОНК, которые приезжали и вставали на их сторону, записывали жалобы и выкладывали видео в интернет.
Глава ИК тогда отрицал предъявленные заключенными обвинения. "Кто-то не может по УДО освободиться. Кому-то солнце плохо светит. Кто-то кроссворд разгадать не может", - выдвинул он ироничную версию причин "выдумок" осужденных. Он выразил уверенность, что жалобы на побои - провокация.