После встречи главы МВД РФ с президентом Таджикистана журналисты спросили главу силового ведомства, обсуждалась ли в ходе переговоров драка на Хованском кладбище, сообщает ТАСС. В ответ Колокольцев заявил, что заверил Рахмона в том, что лично контролирует оперативное сопровождение всех следственных процедур. "Ни один злоумышленник не уйдет от ответственности, вне зависимости, из какого он региона, из какого государства - все получат по заслугам", - сказал министр внутренних дел России.
Колокольцев возглавляет делегацию МВД РФ, прибывшую накануне в Душанбе для участия в объединенной коллегии полицейских ведомств двух стран. По словам российского министра, с президентом Таджикистана состоялся "обстоятельный разговор о вызовах и угрозах современного мира с учетом стратегического партнерства между РФ и Таджикистаном".
В свою очередь, Рахмон отметил необходимость уделять больше внимания работе по недопустимости экстремистских выступлений как со стороны граждан РФ, так и со стороны граждан Республики Таджикистан, чтобы "не дать недоброжелателям привнести какой-либо негатив в межнациональные взаимоотношения".
Массовая драка с перестрелкой у центрального входа на Хованское кладбище произошла 14 мая. Как сообщалось, конфликт вспыхнул после того, как вооруженные кавказцы прибыли на кладбище на 15 автомобилях. По версии прессы, им противостояли гастарбайтеры с лопатами, черенками от них и ломами. Всего в конфликте, по некоторым данным, принимали участие около 400 человек - они также использовали в битве травматическое и огнестрельное оружие, палки и куски арматуры.
По официальным данным, в побоище погибли три человека, еще более 30 получили ранения, в том числе тяжелые. Более 100 участников драки были задержаны.
Исполнитель зачистки на Хованском кладбище объяснил мотивы: хотели помочь новому руководству выгнать рабочих-нелегалов
Между тем появилась еще одна версия происходившего, предложенная организатором зачистки кладбища от рабочих из Таджикистана. В интернете 21 мая появилось видеообращение председателя общественной организации "Здоровая нация" Георгия Макарьева, чьи подопечные отправились на кладбище, чтобы противостоять таджикам.
По его словам, новый директор Хованского кладбища Юрий Чабуев хотел, чтобы под его начальством работали только официально, по документам. При этом трудившиеся на кладбище таджики-нелегалы якобы занимались воровством, осквернением могил и навязыванием услуг, не желая в то же время покидать свои рабочие места.
В результате патриотическая организация Макарьева решила помочь в зачистке Хованского кладбища от нелегалов. Переговоры не помогли, после чего представители "Здоровой нации" явились на погост, где их поджидали готовые обороняться таджики. Макарьев утверждает, что "убивать и калечить таджиков никто не хотел". Вместе с тем глава общественной организации подтвердил, что двое таджиков погибли под колесами машины, но уточнил: "Это была чистая самооборона с нашей стороны. Мы пытались спастись от озверевших людей".
Следователи ГСУ СКР по Москве уже допросили Макарьева по делу о погроме, отмечает "Московский комсомолец". Задерживать главу общественной организации не стали.
В прессе ранее распространилась версия о том, что драка на Хованском кладбище началась после приезда на погост выходцев с Северного Кавказа, которые якобы намеревались собрать "дань" с гастарбайтеров из стран СНГ. Позже в СК заявили, что "дело не в национальностях", назвав причиной массовых столкновений передел криминального бизнеса.
Накануне источник "Росбалта" в правоохранительных органах со ссылкой на нескольких участников драки на кладбище сообщил, что в организации побоища участвовал помощник одного из чеченских депутатов. По их словам, именно этот человек привлек к разборкам с работниками погоста "спортсменов из Чечни". Как сообщили источники, Чабуев, желая заставить работников-таджиков платить "дань", обратился за помощью к своему другу, некоему Александру. Тот, в свою очередь, привлек к организации Георгия - помощника одного из депутатов Госдумы от Чеченской Республики.
При этом источники отмечали, что таджики платили "дань" и прежнему хозяину кладбища, с которым были в хороших отношениях. Чабуев же потребовал отчислять ему 50%, против чего и выступили рабочие.