Кстати, Путин на встрече с руководством "Единой России" поднял тему этого законопроекта неожиданно, и это стало его первым комментарием, а по сути напутствием. При этом, с одной стороны, глава государства вроде бы велел партии власти соблюдать нормы демократии, провести диалог с оппонентами и принять сбалансированное решение. А с другой - фактически дал понять, что одобряет инициативу: "Мы, конечно, должны ограждать людей от крайних радикальных проявлений. Общество и государство вправе себя защищать от этих проявлений", - подчеркнул он.
Круглый стол с официальным названием "Открытая трибуна: уличная демократия: права, ответственность, безопасность" организовали сразу. Однако в четверг целый ряд участников покинули мероприятие, в том числе активисты протестов - эсер Дмитрий Гудков, телеведущая Ксения Собчак и лидер движения экологов Евгения Чирикова.
- Эсеры придумали законопроекту "итальянский троллинг"
- Штрафовать смогут за неосторожный плевок, опасаются специалисты
Как объяснила журналистам Собчак, вместо диалога происходит привычный монолог тех, кто поддерживает действия власти. Она сама, например, так и не дождалась, пока ей предоставят слово, передает "Интерфакс".
Еще раньше зал обсуждения покинули лидеры фракций КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский, правда, выступить они успели. В результате ведущий вице-спикер от ЕР Олег Морозов проводил круглый стол фактически при пустом зале - остались полтора десятка малоизвестных людей, которые и продолжили выступления, свидетельствует корреспондент агентства.
"Сидит стайка политологов, которые бубнят, и всегда во всем виновата оппозиция. Что за бред? Это очередная подмена смысла", - приводит слова Собчак РБК. Опровергая обвинения в адрес оппозиции, действия которой, по версии властей, вылились в массовые беспорядки на "Марше миллионов" в Москве 6 мая, Собчак выдвинула встречные обвинения полиции.
Как отметила с некоторых пор активная участница протестов, полиция по неизвестным причинам не препятствовала проходу на акцию людей в масках, которые и устроили провокации. "Люди в масках, которые кидали куски асфальта, - ни один из них до сих пор так и не пойман. И как вообще было возможно, что людей пропускали через "рамки" с ножами и бутылками с какой-то там смесью?" - выразила недоумение телеведущая.
Инициированный единороссами закон, которые они во вторник и "протащили" в одиночку в Госдуме в первом чтении, по мнению Собчак, направлен, прежде всего, против регионов, "потому что такие суммы для регионов, для людей, которые присоединятся к этому движению, неподъемны".
"Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу "Единой России" цитирует первого замсекретаря ее президиума, депутата Госдумы Сергея Железняка. "К сожалению, оппозиция в который раз продемонстрировала неспособность к цивилизованному диалогу", - сказал Железняк. Он отметил, что партия организовала обсуждение законопроекта перед вторым чтением в рамках "круглого стола" "Открытая трибуна", куда были приглашены представители различных политических сил. По его словам, каждый участник имел возможность высказаться.
"При этом демонстративный уход с мероприятия лидеров думских фракций выглядит смешно - ведь ушли они, использовав возможность выразить свою позицию, но не выслушав других. Судя по всему, о диалоге у них очень своеобразное представление", - считает он.
Напомним, согласно законопроекту, для организаторов массовых акций, допустивших нарушения во время их проведения и подготовки, верхнюю планку штрафа предлагается поднять с нынешних 50 тысяч до 1,5 миллиона рублей; для обычных участников - с 5 тысяч до 1 миллиона.
Впрочем, ко второму чтению, запланированному на 5 июня, штрафы предполагается снизить, но они все равно останутся весьма высокими - до 300 тысяч рублей для физических лиц, до 500 тысяч для юридических и до 600 тысяч для должностных.
Законопроект также вводит для нарушителей правил проведения массовых акций наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов.
Ксения Собчак, кстати, заявила, выйдя с обсуждений, что готова мести улицы в рамках обязательных работ, если только так она открыто сможет говорить о гражданских правах и свободах. "Работы здесь никто не боится. Если нужно мести метлой улицу за то, что ты выходишь и говоришь о своих гражданских свободах, то это люди готовы делать, и я в том числе", - цитирует ее "Интерфакс".
В свою очередь Евгения Чирикова, выступая против принятия законопроекта в исходном виде, заявила, что его одобрение Госдумой не помешает ей и впредь участвовать в акциях протеста. "Я пойду и выйду. Это мое конституционное право", - заявила она.
Эсер Пономарев: "провокационный" закон приведет к хаосу
Стоит отметить, что на сайте "Единой России" в материале о работе круглого стола цитируются только мнения сторонников законопроекта, а предлагаемые меры объясняются заботой о безопасности граждан и необходимостью исключить насильственный сценарий смены власти.
Нет в этом отчете, к примеру, высказываний депутата-эсера Ильи Пономарева, который также является одним из организаторов и активным участником протестных акций. Он же сказал, что считает закон "провокационным по своей сути, дестабилизирующим общество, который приведет к строго обратным последствиям, чем закладывается авторами", передает "Интерфакс".
По его мнению, увеличение штрафов приведет лишь к тому, что многие будут предпочитать участие в несанкционированных акциях. Он зачитал участникам круглого стола нормы международного законодательства, посвященные митингам и другим массовым акциям, и заключил, что законопроект нарушает данные нормы.
Депутат не согласился с утверждением, что мер, предусмотренных в законодательстве в настоящее время, недостаточно для обеспечения порядка и законности в ходе проведения массовых мероприятий и акций протеста. По мнению Пономарева, все необходимые нормы есть как в гражданском, так и в уголовном законодательстве, которые предусматривают наказания за нарушения. В этой связи он предположил, что поправки единороссов носят "сугубо конъюнктурный характер".
Оппозиционеры и их сторонники предполагают, что поправки срочным порядком готовятся к очередному "Маршу миллионов", намеченному на 12 июня, хотя руководитель фракции ЕР Андрей Воробьев заверил, что "никакой спешки, никаких тайных умыслов" у инициаторов законопроекта нет.
Если законопроект будет принят во втором и третьем слушаниях в намеченные даты - 5 и 6 июня - и сразу же их утвердит Совет Федерации, а 7 июня подпишет президент, то уже 8 или 9 июня закон будет опубликован и официально вступит в силу. Впрочем, как отмечают "Московские новости", на самом деле новшества начнут действовать через 10 дней после опубликования, а значит, уже после "марша".
Эсеры придумали законопроекту "итальянский троллинг"
Илья Пономарев публикует ТЕКСТ законопроекта в своем "Живом Журнале", предлагая всем желающим устроить этому документу "итальянскую забастовку".
"Идея простая. Когда у оппозиции не хватает голосов заблокировать прохождение закона, она начинает затягивать его принятие. То есть троллить, - пишет депутат. - Этот формат "пришел" из Италии. И работает следующим образом. Депутаты-оппозиционеры вносят тысячи поправок и выносят каждую из них на отдельное голосование. Регламент Госдумы дает право депутату выступить по поправке. 3 минуты дают в обычном режиме, 1 минуту - в ускоренном".
"Таким образом, группа депутатов "Справедливой России" (около 10 человек) сформировала группу по подготовке тысячи поправок к закону об увеличении штрафов за участие в несанкционированных митингах. Что может сделать в ответ "Единая Россия"? Либо принять законопроект после недели утомительного обсуждения, либо грубо нарушить регламент Госдумы, конституционные права депутатов и снести поправки списком", - объясняет он.
"В первом случае мы создадим огромный резонанс, и о репрессивном законопроекте узнают миллионы россиян. Во втором случае у депутатов появится возможность обратиться в Конституционный суд с требованием признания процедуры принятия документа незаконной", - заключает эсер.
Штрафовать смогут за неосторожный плевок, опасаются специалисты
Между тем пока критики и авторы законопроекта спорят о верхней планке штрафов, в Кодексе об административных нарушениях и законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" могут появиться нормы, фактически приравнивающие к акции протеста любую прогуливающуюся пару или компанию, собравшуюся на шашлыки, пишут "Московские новости".
Специалисты Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) видят такую возможность в параграфе, предполагающем административную ответственность за "имеющее признаки публичного мероприятия массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, повлекшее нарушение общественного порядка, санитарных правил, правил поведения в общественных местах, функционирования объектов жизнеобеспечения и связи, причинение вреда зеленым насаждениям, создавшее помехи движению пешеходов или транспорта, доступу граждан к объектам инфраструктуры либо повлекшего причинение вреда здоровью человека или имуществу".
В РАПСИ полагают, что эту формулировку можно толковать очень широко. Массовым формально может считаться любое мероприятие больше одиночного пикета, а признаки публичности есть у любого собрания граждан, если участники общаются между собой. Нарушением санитарных правил можно счесть неосторожный плевок или брошенный окурок, а помехи движению иногда создает и пара прохожих на узком тротуаре.
В закон "О митингах" предлагается включить пункт, по которому суд может признать организатором массового мероприятия любого, кто руководил действиями участников такого мероприятия: то есть "организатором" может оказаться любой, кто не всегда выходит на улицу в одиночестве.
"Весь набор предложений властей в законопроекте противоречит Конституции и международному законодательству, - сказал газете адвокат Юрий Костанов. - Люди едят бутерброды на лавочке - и оказывается, это запрещено!" Адвокат убежден, что если закон примут, то гражданам "прямая дорога в Конституционный суд и дальше - в Страсбург".
Однако депутат-единоросс Вячеслав Лысаков заверил издание, что за "бутерброды на скамейке" штрафовать не будут. "Все это будет прописано, во втором чтении все конкретизируем, - пообещал он. - Мы не заинтересованы в том, чтобы сделать закон как дышло, который можно было бы повернуть в любую сторону. Просто у людей должны быть обязанности, чтобы не оставляли после себя груды стекла и мусора".