Три русских подростка, арестованных в Воронеже, признались в том, что в феврале они насмерть забили африканского студента. Об этом сообщил в пятницу 19 марта начальник пресс-службы МВД Валерий Грибакин. Вместе с тем он добавил, что убийство "было совершено не на национальной почве": это уточнение говорит о двойственном отношении милиции к подобным преступлениям.
В прошлом правозащитные организации обвиняли силы правопорядка в потакании группам скинхедов. По словам представителя местных органов юстиции, процитированного агентством "Интерфакс", подростки, совершившие преступление, просто "хотели развлечься".
24-летний Амару Антонио Лимо, уроженец Гвинеи-Бисау, получил смертельные ножевые ранения среди бела дня в Воронеже неподалеку от медицинской академии, в которую он поступил полтора года назад. Около 1500 иностранных студентов, живущих в городе, провели трехдневную забастовку с требованием к городским властям усилить меры по их защите.
Уличное нападение. Неделей раньше в Санкт-Петербурге от ножевых ударов скончалась 9-летняя таджикская девочка Хуршеда Султанова. Она вместе со своей семьей подверглась нападению группы молодых русских прямо на улице.
В сентябре 2003 года группа скинхедов забила до смерти железными прутами двух цыганских девочек из Таджикистана (в возрасте 5 и 6 лет). Один из задержанных подростков пояснил, что хотел "очистить страну от цыган", сообщает газета "Известия".
2 марта российское правительство в лице министра внутренних дел Рашида Нургалиева впервые признало существование в России "движения скинхедов" и "экстремистских молодежных организаций". До сих пор власти расценивали нападения на иностранцев как единичные действия, совершаемые "хулиганствующими юнцами". Подобные речи звучали даже в октябре 2001 года, когда 200 подростков, вооруженных железными прутами, напали на один из московских рынков и убили трех человек.
По словам корреспондента Радио "Свобода" в Санкт-Петербурге Дмитрия Казнина, "к концу 2003 года в экстремистских и расистских организациях только в одном этом городе состояло более 22 тысяч подростков". "Скин-движение является самой активной и переживающей бурную экспансию частью молодежной субкультуры в России", - подчеркивает Сергей Беликов, автор книги о "бритоголовых", опубликованной в 2002 году.
Суровые приговоры за расистские деяния в России по-прежнему редкость. Убийство азербайджанского торговца арбузами Мамеда Мамедова, забитого насмерть железными прутьями на петербургском рынке в сентябре 2002 года, заинтересовало российские СМИ, когда двое из нападавших - 17-летний Максим Фирсов и 18-летний Вячеслав Прокофьев - 11 марта были приговорены соответственно к 4 и 7 годам тюремного заключения за "убийство на почве расовой ненависти". Это был первый приговор такого рода в Санкт-Петербурге. Нападавшие снимали убийство на видеокамеру, что послужило вещественным доказательством преступления.
4 марта российский министр по делам национальностей Владимир Зорин объявил о программе "борьбы с экстремизмом", положения которой он не конкретизировал. Судя по всему, российские власти стремятся защититься от обвинений в пассивности перед лицом роста количества таких преступлений, тревожащих Amnesty International и подобные ей организации.
Тем не менее, сам Кремль поддерживал ультранационалистические партии с их ксенофобными лозунгами на парламентских выборах в декабре 2003 года. Цель поддержки, в частности, состояла в том, чтобы ослабить влияние коммунистов в Госдуме. Показываемые государственным телевидением фильмы вроде "Спецназа", романтизирующие войну в Чечне, также способствуют укоренению в обществе негативного имиджа кавказцев, отмечает Le Monde.
Судя по опросу, проведенному недавно фондом "Экспертиза", 77% россиян "негативно относятся" к кавказцам, 50% не любят китайцев, а 40% испытывают недоверие ко всем иностранцам. 42% считает, что этнические меньшинства "пользуются в нашей стране слишком большой властью и влиянием". Четверть опрошенных считают необходимым установить географические границы проживания "для всех национальностей, кроме русских", что, как пишет газета "Известия", равнозначно требованиям вернуться к "черте оседлости", установленной для евреев в царской России.
Газета "Известия" проводит параллель между "ростом экстремизма и агрессивности в обществе" и растущей пропастью между богатыми и бедными в России. Газета добавляет, что эти тенденции - вызов для Владимира Путина, вступившего 14 марта во второй срок президентских полномочий.