Российские граждане, как выяснилось, активно помогают властям бороться с экстремизмом в интернете
Global Look Press
Российские граждане, как выяснилось, активно помогают властям бороться с экстремизмом в интернете. С 1 февраля по требованию Генпрокуратуры было заблокировано около 450 интернет-страниц с экстремистскими высказываниями, причем они были обнаружены благодаря жалобам неравнодушных россиян, указавших прокуратуре на нарушения. Об этом рассказала председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова (подборка материалов, посвященных ее пресс-конференции, приводит сайт "Заголовки"). Эксперты между тем отмечают, что страницы блокируются крайне избирательно: настоящие призывы к насилию и "разжигание вражды" граждане, по всей видимости, игнорируют, зато особое внимание обращают на записи оппозиционеров.

По ее словам, Верхняя палата парламента продолжает мониторинг исполнения резонансного закона, который вступил в силу с 1 февраля. Согласно документу, сайты с призывами к несанкционированным массовым действиям и беспорядкам блокируются Роскомнадзором без суда по требованию Генпрокуратуры.

Заблокированы были уже несколько сотен виртуальных страниц, поведала Бокова. Чиновница объяснила, каким именно образом прокуроры узнают о противоправном контенте, размещенном на той или иной странице. По ее словам, что специально, в поисках противоправных материалов, Сеть не мониторят: для этого не хватает ни методологии отслеживания контента, ни экспертов, пишет "Московский комсомолец". Однако ежедневно в прокуратуру поступает около двух сотен обращений от граждан с жалобами на экстремизм. По ее словам, особенно много нарушений в социальных сетях, злостными нарушителями закона являются пользователи "ВКонтакте".

Как рассказала Бокова, решение о блокировке сайта принимается исключительно "на основании проведенных расследований": эксперты определяют, является ли тот или иной контент экстремистским. "Все обращения должны рассматриваться при помощи пула... психологов, лингвистов, правоведов. Огульных блокировок быть не должно", - подчеркнула чиновница, которую цитирует "Российская газета".

По мнению депутата верхней палаты парламента, критерии анализа сетевого контента должны быть максимально четкими и прозрачными. Пока же, отмечает Бокова, закону "не хватает методологической базы", поскольку "механический перенос практики пресечения экстремистских проявлений в СМИ не дает должного результата в соцсетях и блогах". По ее словам, в связи с этим Совет Федерации выступает за создание федерального центра мониторинга, который позволит выработать методологию экспертной оценки экстремистских материалов. Вопросы его функционирования будут обсуждаться на осенней сессии верхней палаты.

Эксперты: закон хорош, но правоприменительная практика "хромает"

Судебная статистика показывает, что за последние годы борьба с экстремизмом переходит из реального мира в виртуальный, пишет "Независимая газета". По данным издания, если в 2007 году из 28 приговоров по экстремистским статьям только три имели отношение к размещенным в Сети материалов, то за первую половину 2012 года из 32 приговоров уже 18 касались запрещенной деятельности в интернете. "А за последние год-полтора речь вообще идет в основном о преследовании именно сетевых радикалов", - утверждает газета.

По данным портала "Роскомсвобода", за время действия законодательства о блокировках по различным причинам под запретом оказались 146 170 сайтов. Причем выбраться из этого черного списка удается немногим (покинули черный список 3 124 страницы). Под блокировку попали сайты Каспаров.ru, и "Грани.ru", интернет-издание "Ежедневный журнал" и страницы оппозиционера Алексея Навального в "Живом журнале".

В сообщении Роскомнадзора говорилось, что в материалах сайта были найдены "призывы к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка". При этом чиновники не конкретизировали, о каких именно новостных материалах идет речь. В результате журналисты были лишены возможности устранить нарушения, удалив статьи с нарушениями. На днях реестр Роскомнадзора пополнился еще одним ресурсом - анонимным интернет-блогом Shaltay Boltay, который, как известно, публиковал нередко компрометирующего содержания переписку российских политиков.

"Независимая газета" напоминает, что экстремизмом нельзя объявлять какое-либо "проявление несогласия" или критику политических организаций, идеологических и религиозных объединений: это следует из постановления N11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (принятое 28 июня 2011 года пленумом Верховного суда), в котором говорится, что критика "политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды".

При этом, по мнению экспертов, усилия, которые власти прилагают для блокировки некоторых страниц, достойны лучшего применения. Координатор Центра безопасного Интернета Урван Парфентьев отмечает, что в интернете достаточное количество материалов, призывающих к насилию, остаются нетронутыми. "Сегодня в соцсетях - настоящая вакханалия, направленная на разжигание розни между россиянами и украинцами. Но правоохранительные органы предпочитают следить за гораздо менее острыми комментариями в ЖЖ. Например, Алексея Навального", - сказал он "Независимой газете".

Блоггер Олег Козырев также уверен, что ресурсы блокируются избирательно - закон ограничивает в первую очередь независимые издания, блоги и сайты. Он предположил, что вскоре политические блоггеры переквалифицируются и "будут писать о цветах и бабочках", чтобы не попасть под блокировку.

Отметим, ранее об избирательности правоприменительной практики говорил замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов, рассуждая о том, как ведомство будет обеспечивать исполнение так называемого закона о "блоггерах-трехтысячниках", который вступит в силу 1 августа. Согласно документу, владельцы страницы с посещаемостью более трех тысяч пользователей в сутки обязаны будут указывать свои настоящие имя и фамилию, проверять достоверность публикуемой информации, а также регистрироваться в специальном реестре. Однако, по словам Ксензова, эти правила коснутся не всех "трехтысячников", а только тех, кто получит уведомление Роскомнадзора. Он уточнил, что блоггерам, которые всего лишь "постят котиков", такое уведомление может не прийти вообще никогда.

Отметим, ранее сообщалось, что к этому резонансному закону, возможно, готовятся дополнения, согласно которым Роскомнадзор может обязать соцсети сообщать практически все данные о пользователях. Однако, по словам Боковой, новых законопроектов по предотвращению экстремизма в Сети пока не планируется: власти ограничатся отслеживанием выполнения уже принятых законов, которых и так немало.

Отметим, что в конце июня президент России Владимир Путин подписал закон, которым вводятся тюремные сроки за призывы к экстремизму в интернете. Ранее в МВД разработали стратегию противодействия экстремизму в России до 2025 года, причем основной акцент в документе сделан на информационном подавлении "экстремистов": предложено вести мониторинг СМИ и интернета и разработать новые способы "ограничения доступа" к вредной информации.

Российские СМИ сообщали также о том, что Роскомнадзор якобы намерен до конца 2014 года запустить систему, самостоятельно отслеживающую в интернете материалы, которые могут быть признаны экстремистскими. Этот проект обойдется ориентировочно в 25 миллионов рублей. Власти РФ ищут и другие меры по ужесточению контроля за интернетом: все серверы сайтов хотят перенести в РФ, а контент - фильтровать, узнала пресса.