Исследование проводилось под руководством Михаила Дмитриева и социолога Сергея Белановского, также раньше работавшего в ЦСР, с 6 по 14 декабря среди 14 фокус-групп в Москве, во Владимире (типичном регионе европейской части РФ) и городе Гусь-Хрустальный Владимирской области (типичном депрессивном маленьком городке центральной России). Социологи, изучив настроения россиян, пришли к выводу, что общество перестало верить сообщениям официальных СМИ о ситуации внутри страны. Также выяснилось, что среди граждан РФ растут недоверие к системным партиям и скепсис по поводу внешнеполитических успехов страны.
Эксперты отмечают, что изменился объект социальной агрессии - теперь акцент с чиновников и мигрантов сместился на внешнего врага. Впрочем, негативное отношение к чиновникам и мигрантам осталось, поэтому при усилении экономических проблем эти две группы снова могут стать главной мишенью протестных настроений.
Согласно выводам доклада, большинство россиян доверяет официальным СМИ, прежде всего телевидению, но только когда речь идет об освещении внешней политики России, и поддерживает позицию Москвы в отношении украинского кризиса. Однако нарастание негативных тенденций в экономике заставляет их искать по этому вопросу альтернативные источники информации - в интернете и социальных сетях.
При этом деятельность президента Владимира Путина одобряют 60-70% москвичей и 80% жителей провинции. По мнению социологов, единственным мотивом такого отношения к действующему президенту является отсутствие ему замены. Однако, заметили эксперты, в прежних опросах сильнее звучали позитивные мотивы одобрения Путина.
От медведя до зайца - ассоциативный статус РФ и Путина упал
Исследователи применили новую методику, совместив обычный опрос с использованием психологических тестов и попросив сравнить Россию и Путина с каким-нибудь животным. При этом оказалось, что в подсознательной иерархии животного мира произошло резкое снижение статуса. Если в начале года Россия и Путин ассоциировались с такими сильными животными, как лев, медведь, бык, орел, то теперь респонденты называют "менее статусных" волка, рысь, зайца. Наиболее сильно это снижение статуса проявилось в Москве, менее сильно - в Гусь-Хрустальном. Таким образом, по мнению граждан, вес России в мире в понимании граждан, ослабел.
Стоит отметить, что сам Путин продолжает ассоциировать Россию с медведем. Отвечая в ходе большой пресс-конференции 18 декабря на вопрос, является ли нынешний финансовый кризис платой за Крым, Путин сравнил РФ с медведем, который никому не отдаст свою тайгу. Осенью он уже прибегал к подобному сравнению на встрече с Валдайским клубом.
"Я иногда даже думаю, а что будет, если медведь посидит тихо, перестанет гонять свиней и подсвинков по тайге, станет питаться ягодками и корешками - оставят его и тайгу в покое? Нет, не оставят, мишку всегда будут гонять по тайге, чтобы поймать, вырвать зубы и когти. То есть лишить его сил ядерного сдерживания. А после этого посадить его на цепь и сделать из него чучело", - сказал Путин на пресс-конференции.
Как отмечают социологи, нынешние настроения россиян близки к тем, которые были во время предыдущего кризиса 2008 года, когда на фоне высоких рейтингов Путина и Медведева росли страхи экономических проблем. Однако, по мнению Дмитриева, нынешняя ситуация заметно отличается от прежней. Шесть лет назад люди в целом позитивно относились к политическим протестам. Теперь же такого рода акции вызывают неприятие. Как считает автор доклада, в 2015 году из-за неизбежного падения уровня с большой долей вероятности могут произойти экономические протесты. При этом пока непонятно, перерастут ли они в политические.
Напомним, в 2011 году Дмитриев и Белановский предсказали глубокий политический кризис в стране и падение рейтингов Путина, Медведева и "Единой России". В докладе 2012 года в преддверии массовых акций протеста эксперты предсказали три сценария: массовое гражданское неповиновение по социальным или экономическим причинам, самообновление власти или национальное вымирание. Летом 2013 года в своем докладе Дмитриев сообщал, что потенциал протеста переместился из столиц в глубинку, и говорил о вероятности массовых протестов при ухудшении экономической ситуации.