Напомним, после освобождения из колонии помилованный президентом Ходорковский сразу же вылетел в Германию. Общаясь с журналистами, он сказал, что вернется в Россию, если будет уверен, что сможет выезжать за рубеж. Пока препятствием для этого является незакрытый судебный иск по первому делу ЮКОСа на 17,5 миллиардов рублей (около 550 миллионов долларов).
Ходорковский добавил, что если иск будет снят решением Верховного суда РФ, где сейчас находится дело, он будет считать это достаточным знаком, демонстрирующим, что он может приехать в Россию.
Однако, как пишут во вторник "Известия", на которые ссылается "Интерфакс", глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) сообщил газете, что уже в первом полугодии 2014 года депутаты планируют окончательно принять закон о банкротстве физических лиц. В этом случае он вступит в силу с 2015 года, и Ходорковский, как любой другой гражданин, сможет им воспользоваться. Тогда висящий на нем долг будет списан с него как с банкрота.
В первом чтении законопроект был принят еще в ноябре 2012 года. Документ предполагает, что граждане, которые не смогли в течение трех месяцев оплатить долг свыше 50 тысяч рублей, смогут обратиться в суд с заявлением о банкротстве. После прохождения процедуры банкротства все долги, в том числе и по исполнительным документам, будут списаны. Согласно прогнозам Высшего арбитражного суда и налоговиков, в первый год действия закона процедурой могут воспользоваться более 200 тысяч граждан.
Ходорковский может переехать в Швейцарию
Между тем Михаил Ходорковский, возможно, не надолго задержится в Германии, давшей ему визу на год. Еще на прошлой неделе Spiegel Online сообщил, что из Берлина он отправится в Швейцарию, где живет его жена Инна. Также он, предположительно, может поехать в Израиль и Лондон.
А в понедельник агентство Bloomberg передало слова Ходорковского о том, что он "вероятно" будет жить в Швейцарии. Этот вопрос он намерен обсудить с женой, которая, как ожидается, во вторник прибудет в Германию, передает РИА "Новости".
"Фиксация новых правил игры"
Ранее на вопросы о том, чем он будет заниматься на свободе, Ходорковский ответил, что для него закрыты вопросы бизнеса и политики: он не будет участвовать в борьбе за активы ЮКОСа, а также вести борьбу за власть или становиться спонсором оппозиции. Отметив, что финансовое положение не ставит его перед необходимостью зарабатывать деньги, экс-глава нефтяной компании заявил о намерении посвятить себя общественной и правозащитной деятельности, в частности, бороться за права политзаключенных.
Эксперты уже указали в комментариях, что серьезная общественная деятельность всегда предполагает политическое влияние. Так что сторонники экс-главы ЮКОСа ждут, что он еще раскроет свой потенциал как мощная общественно-политическая фигура.
В том же духе рассуждают во вторник "Ведомости". "В ситуации фактического отсутствия публичной политики и работающих механизмов обратной связи борьба за права заключенных может стать новой формой присутствия влиятельных фигур в общественно-политическом пространстве", - говорится в ее редакционной статье.
"Приход сидельцев с медийным влиянием и авторитетом в правозащиту - своего рода фиксация новых правил игры, при которых политика в смысле борьба за власть запрещена, а политика в смысле правозащитная деятельность и давление на конкретные органы правопорядка не запрещена", - делятся наблюдениями журналисты издания.
Член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Зоя Светова согласна: приход людей с именем и опытом - шанс для правозащитного движения приобрести большее влияние в обществе.