В четверг адвокатами Ходорковского и Лебедева было сделано заявление об отводе прокуроров Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина. Адвокаты обвиняемых считают, что оба гособвинителя заинтересованы в исходе дела, в том числе в связи с тем, что Шохин участвовал в качестве прокурора в первом судебном процессе по делу ЮКОСа, а Лахтин поддерживал обвинение при рассмотрении вопросов о мере пресечения бывшим руководителям компании, передает "Интерфакс".
Кроме того, адвокаты полагают, что отказ в разъяснении Ходорковскому и Лебедеву обвинения со стороны прокуроров является нарушением закона. Адвокаты также отметили еще ряд нарушений прав на защиту бывших руководителей ЮКОСа, допущенных, по их мнению, прокурорами. Это заявление также было поддержано Ходорковским и Лебедевым.
В свою очередь прокуроры заявили, что никаких оснований для их отвода нет. "Я категорически заявляю, что какой-либо заинтересованности ни Лахтин, ни я, тем более, для разрешения уголовного дела, не имеем", - заявил Д.Шохин. Он добавил, что стороной защиты никакие основания для удовлетворения отвода также не приведены.
В свою очередь другой прокурор по делу Гульчахра Ибрагимова заявила, что "каких-либо препятствий для дальнейшего участия Шохина и Лахтина (в процессе) нет".
Лахтин заявил, что его позиция в отношении Ходорковского и Лебедева складывается не из субъективного восприятия, "а на основании оценки доказательств, которые собраны по делу".
Что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву по второму делу
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском районном суде Москвы. По приговору этого суда оба бывших менеджера ЮКОСа были осуждены на 9 лет заключения, однако позже Мосгорсуд снизил назначенное наказание до 8 лет.
Генпрокуратура РФ ранее сообщила, что бывшим руководителям ЮКОСа инкриминируется "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализация".
Ходорковский и Лебедев обвиняются в присвоении или растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах (ч 3 ст 160 УК РФ).
Кроме того, им инкриминируется совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными другими лицами преступным путем с использованием своего служебного положения организованной группой (ч. 3 ст. 174).
Также бывшие руководители компании обвиняются в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской (экономической) деятельности (ч. 4 ст. 174-1).
В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 года на сумму 3,6 млрд рублей. А также совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 годах на эту же сумму.
Кроме того, обвиняемые совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 годах в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США", заявляет Генпрокуратура.
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отметили в Генпрокуратуре. Между тем адвокаты бывшего главы ЮКОСа заявляют, что срок давности привлечения Ходорковского по эпизоду с хищением акций компании "Восточная нефтяная компания" на сумму 3,6 млрд рублей истек в прошлом году.