По словам главы ФМС Константина Ромодановского, появление этнических кварталов уже осложнило обстановку в ряде регионов. С одной стороны, живя в одном районе, мигрантам легче адаптироваться в новой стране, но с другой - они фактически создают государство в государстве, живут по своим законам и вытесняют местных жителей со своей территории, пишет газета.
Например, в Приморье уже создаются целые китайские вотчины. В целом же для Дальнего Востока и Сибири сегодня характерно явление китайского или корейского леспрома. Леспромхозы отдают кусок тайги под освоение лицам одной национальности. В дальнейшем на этом месте селятся мигранты. Это, в свою очередь, приводит к появлению почвы для конфликтов между приезжими и местным населением.
Впрочем, этнические кварталы появляются и в крупных городах. Например, в районе Черкизово в Москве вырос настоящий азербайджанский микрорайон. "Мы работаем на рынке, и конечно, лучше жить рядом с работой, - рассказал НИ азербайджанец Махир. - Мы стараемся держаться вместе и живем тоже рядом. Нам так спокойнее. Коренные москвичи нас как-то побаиваются, не очень-то хотят общаться. Вот и приходиться помогать друг другу с работой и помогать в случае каких-то проблем".
Самой закрытой в Москве считается китайская диаспора. В отличие от выходцев из бывшего СССР уроженцы Поднебесной чувствуют себя в российской столице очень неуверенно. Китайские общежития представляют собой не столько жилые дома, сколько торгово-ярмарочные центры. Здесь хранят товары, шьют вещи, продают свою еду, меняют деньги, встречают деловых партнеров и даже открывают офисы. "Мы не хотим, чтобы нас расселяли, – говорит китаянка Фуонг. – У нас здесь все, как в Китае".
Эксперты убеждены, что поощрять создание этнических кварталов не стоит. "Делить город на кварталы по национальному признаку - это тупиковый путь, - сообщил НИ главный специалист по миграции Центра демографии и экологии человека Никита Мкртчян. - Опасен для общества массовый наплыв низкоквалифицированной рабочей силы. Малообразованные приезжие селятся рядом и образуют бедный квартал, живущий по своим законам. Этого допускать нельзя".
Компактное проживание людей одной национальности автоматически лишает их шанса интегрироваться с местным населением. "Объективная задача государства заключается в размывании анклавов и диаспор, – рассказал председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Однако в мире существует один-единственный пример успешной интеграционной политики – это политика Швеции. Там государство предоставляло приезжим жилье, которое было максимально удалено от мест проживания их соплеменников. В результате этнические кварталы не складывались просто технологически".
По мнению экспертов, в России на законодательном уровне проблему этнических кварталов решить не удастся, поскольку запретить людям жить в каком-то районе города невозможно.
Решить вопрос можно, например, грамотной кадровой политикой – обеспечить мигрантам равные с местным населением возможности при трудоустройстве, что не будет вынуждать их к компактному проживанию, говорят социологи.