Стенблок считает, что путь Украины лежит все-таки в Европейский союз, а не в Россию. По его мнению, определенные тенденции в современной России беспокоят украинцев. "То, что происходит в России, что мы называем управляемой демократией, – это сильное выстраивание общества. На Украине присутствует страх, что приобретенное хаотичное демократическое начало будет зарегламентировано", - говорит он. Граждан Украины беспокоят сильные авторитарные тенденции в России. Европейский путь, может быть, несколько хаотичнее, но большинство украинцев хотят идти именно этим путем.
Независимой Украины между ЕС и Россией не будет, полагает депутат. Глобализация настолько сильна, что необходимо решаться, в какой экономической системе и по каким правилам страна хочет существовать. "Я думаю, что это будет длительный период развития. Необходимо запастись терпением. Хотя мне жаль, что еврокомиссар Гюнтер Ферхойген высказался против перспективы вступления в ЕС стран СНГ. Это неправильно. Как Украина, так и Грузия – европейские страны, которые должны сами решать, идти ли им вместе с Европейским союзом или с Россией", - считает Стенблок.
По его мнению, ЕС должен держать все двери открытыми, говоря: если вы решитесь, то вы должны принять наши правила игры. Если вы хотите по ним играть, если для вас они интересны и привлекательны, если вы хотите иметь нашу развитую демократию, нашу природоохранную систему, наше правовое государство, если для вас это путь в будущее, то мы вам поможем.
Стенблок утверждает, что Украина интересна для Западной Европы не только из-за поставок энергоносителей. "Украина – очень большая страна, обладающая многими другими ресурсами, сильной технологической компетенцией, например, в самолетостроении", - сказал он.
Говоря об энергопоставках в Европу, Стенблок отметил, что снабжение на ближайшие 10–30 лет отнюдь не гарантировано. "Потребление энергии серьезно растет, Россия поставляет газ не только в Европу, но и в Китай, и в другие регионы, а российские газовые резервы ограниченны", - сообщил он. По его мнению, важно так организовать обеспечение сырьем, чтобы Европа не была зависима от одного государства. "Это не против России направлено, мы не хотим зависеть и от других поставщиков, таких, как, например, Иран, Саудовская Аравия", - подчеркивает он. Стенблок выразил сожаление, что Россия так чувствительно реагирует на деятельность зарубежных фондов, в частности американских, на Украине, полагая, что Вашингтон хочет отрезать Украину от России. "Не надо бояться, что граждане слишком глупы, чтобы не видеть, что отвечает их интересам, - говорит он, добавляя: "России с ее национальным величием, ее историей пристало более спокойно на это реагировать".
Стремление Украины, а также других бывших стран восточного блока, вступить в НАТО Стенблок объясняет желанием получить защиту, причем от России. "Они хотят защищать именно свою независимость путем членства в НАТО. Для них ЕС слишком слаб, чтобы защищать их интересы. ЕС – экономический и демократический клуб, в военном отношении он никого не отпугивает. А НАТО рассматривается – независимо от того, правильно это или нет, – как защитник", - говорит он.
Между тем, заместитель главы МИД РФ Александр Грушко в преддверии министерского заседания Совета Россия-НАТО в Софии, заявил в понедельник, что присоединение Украины к НАТО не укрепит безопасность России и не улучшит отношения между Москвой и Киевом.
По словам Грушко, "отношение Москвы к расширению НАТО на восток хорошо известно". "Если говорить об анонсированных планах Украины присоединиться к альянсу, то, очевидно, что такой шаг не укрепит безопасность России, не улучшит наших отношений с Украиной", - подчеркнул он. "Еще один непростой вопрос, как это скажется на взаимодействии с НАТО в рамках Совета Россия-НАТО, - отметил дипломат. - Что будет с европейским режимом контроля над вооружениями?".
"Разумеется, - сказал заместитель министра, - мы признаем право суверенных государств свободно выбирать способы и пути обеспечения своей безопасности, в том числе участвовать или не участвовать в военных союзах". "Однако, - напомнил Грушко, - в интересах всех и каждого, чтобы реализация такого выбора не вела к появлению в Европе новых разделительных линий".