Сергей Коссиев
УФСИН России по Республике Карелия
Фигурант уголовного дела о превышении полномочий, бывший начальник исправительной колонии N7 в городе Сегежа, о пытках в которой рассказывал осенью 2016 года отбывавший в ней наказание активист Ильдар Дадин, Сергей Коссиев пошел на сделку со следствием.

Как стало известно порталу "7x7", экс-начальник карельской колонии, ушедший в феврале этого года в отставку в связи с достижением пенсионного возраста, после ряда очных ставок с пострадавшими дал признательные показания.

По информации журналистов, процесс по "делу Коссиева" будет проходить "в особом порядке" - без судебного разбирательства, допроса свидетелей и присутствия прессы.

Бывшие заключенные ИК-7, в свою очередь, в разговоре с журналистами выразили опасения в том, что Коссиев может избежать реального наказания, потому что "система не желает выносить сор из избы".

Спустя два месяца после того, как в феврале он ушел на пенсию, на него завели уголовное дело за превышение полномочий. По словам бывших заключенных колонии, при Коссиеве над ними издевались, использовали их бесплатный, по сути рабский, труд, а с некоторых еще и требовали денег "на нужды колонии". Выплаты исчислялись сотнями тысяч и миллионами рублей.

"Карелия - это "красные" зоны. Всем руководит начальник колонии, а не авторитеты из числа зэков. Если они перестанут жестко обращаться с зэками, колония очень быстро из "красной" превратится в "черную"... Да, это жестокая система, но вынужденно. И никогда на "красной" зоне не будут к зэкам относиться как к нормальным людям, кем бы они ни были - хоть убийцы, хоть экономические", - пояснил журналистам один из осведомленных собеседников.

Заключенные, отбывавшие наказание в сегежской колонии, рассказывают, что для Коссиева других аргументов, кроме силы, не существует. "По меркам нормального человека он, конечно, садист. По меркам колонии я бы скорее назвал его дебилом и неадекватом", - пояснил в разговоре с изданием один из бывших заключенных.

"После того как меня специально отправляли на самые тяжелые работы, он лично приходил и мне говорил: "Почувствовал, что это такое? Сделаю тебя завхозом, будешь на эти работы зэков посылать. Я тебе привью любовь к этому делу", - вспоминает он.

В ноябре 2016 года Дадин публично сообщил о пытках и избиениях в карельской колонии N7, в которых, по его словам, участвовал лично Коссиев. Представителям СПЧ, побывавшим в Сегеже, удалось найти подтверждение словам заключенного.

После этого о насилии со стороны сотрудников ФСИН рассказали и другие заключенные колонии. Кроме того, после публикации письма Дадина о пытках сообщалось, что Коссиев ушел в отпуск.

Ильдар Дадин - единственный в России осужденный по статье 212.1 после ее появления в новой редакции Уголовного кодекса РФ летом 2014 года. В декабре 2015 года Дадина приговорили к трем годам колонии общего режима. В марте 2016-го Мосгорсуд смягчил приговор активисту на полгода.

Впоследствии Конституционный суд признал статью, по которой осудили Дадина, соответствующей Конституции, но рекомендовал изменить ее, а приговор активисту - пересмотреть. В итоге 22 февраля 2017 года Верховный суд отменил приговор, и Дадина отпустили на свободу, а начальник алтайской колонии Иван Ламтюгин письменно принес ему извинения.