Законопроект вносит изменения в закон "О банках и банковской деятельности", а также дополняет закон "О противодействии коррупции" новой статьей "Контроль за законностью получения денежных средств". Она предусматривает прокурорскую проверку счетов, открытых на имена чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей. Если поступившие на счета суммы превысят их общий доход за три года более чем на 10 тысяч рублей, будет запущена процедура по изъятию этих средств в бюджет государства через суд.
Существующий в настоящее время антикоррупционный механизм позволяет обращать в доход РФ только земельные участки, объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги и денежные средства, эквивалентные стоимости такого имущества, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Но деньги неизвестного происхождения, оказавшиеся на счетах чиновников, до сих пор этой процедуре не подлежат.
Законопроект не предусматривает введения нового вида проверки для кадровых служб органов и организаций. Выявление таких случаев будет проходить в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе чиновников, прокуратура будет подключаться к проверке только при подозрении на сомнительное происхождение денежных средств.
Эксперты оценивают новую антикоррупционную инициативу правительства скептично. По их словам, деньги, нажитые преступным путем, перекочевали на офшорные счета, либо хранятся в наличном виде, но не на банковских счетах, как это было лет 10 назад. Поэтому в доход государства будут обращаться деньги, изъятые в ходе следственных действий, а также те средства, которыми обвиняемые будут добровольно гасить ущерб. Кроме того, механизм обращения в доход государства имущества служащих, не представивших достоверные сведения о законности его получения, применяется крайне редко и в основном в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности.
Также эксперты отмечают, что количество государственных служащих настолько превышает количество проверяющих, что проверка налоговых деклараций носит формальный характер. Сам же законопроект не содержит реальных механизмов обнаружения денежных средств, полученных коррупционным путем, с целью их последующего обращения в доход государства.
Ранее международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) заявила, что Россия должна расширить перечень активов депутатов, сенаторов, федеральных и региональных чиновников, руководителей госкомпаний и судей, которые могут быть конфискованы как незаконное богатство.
Эксперты отмечают, что Россия выступает главным образом как источник преступных доходов, значительная часть которых отмывается за рубежом. Больше всего преступных доходов приносят хищения из бюджета, уход от налогов, коррупция, мошенничество в финансовом секторе и наркоторговля. Ущерб от расследованных случаев получения преступных доходов с 2014-го по 2018 год оценивается в 220 млрд руб. ежегодно.
85% выявленных преступлений по легализации преступных доходов связаны с наркоторговлей и хищением бюджетных средств. 30% всех преступных доходов, или $1 млрд, приходится на хищения из бюджета.
В ноябре 2019 года сообщалось, что в уголовный кодекс РФ планируется вернуть меру наказания в виде полной конфискации имущества коррупционеров, что должно позволить властям эффективнее возмещать нанесенный государству ущерб от коррупционных преступлений. Эта мера наказания была в Уголовном кодексе России до 2003 года и предполагала, что каждый может лишиться своего имущества, если оно было нажито преступным путем. Но в декабре 2003 года Госдума исключила конфискацию из УК.
Кроме того, Следственный комитет России настаивает на введении института уголовной ответственности не только для физических, но и для юридических лиц, так как в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц.
В прошлом году Россия оказалась на 137-м месте из 180 в индексе восприятия коррупции в государственном секторе различных стран, который ежегодно составляет международная организация Transparency International. По этому показателю РФ обогнала в том числе Грузию, Украину и Белоруссию.
Международные эксперты отмечают, что системное противодействие коррупции в России подменяется точечными уголовными делами, а существующие антикоррупционные инструменты не получают должного развития. Кроме того, Россия не ратифицировала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Этот договор Совета Европы предписывает странам-членам принять ряд мер для борьбы с коррупцией, в том числе ввести возможность получить компенсацию от государства для лица, понесшего ущерб от коррупции.