Согласно выводам комиссии, летчики готовились к полету в спешке, и это говорит о том, что они стремились выполнить полет при любых условиях. На летчиков повлиял тот факт, что в вертолете находились высокопоставленные чиновники. Именно поэтому летчики приняли решение продолжить полет в условиях плохой видимости, что противоречило "нормативным документам и здравому смыслу", говорится в заключении МАК.
Между тем, на судебном процессе 15 сентября руководство авиакомпании "Енисейский меридиан" заявило о самовольном принятии пилотами решения о вылете вертолета, сообщает "Интерфакс".
Конкурсный управляющий "Енисейского меридиана" Валерий Фишер заявил на суде, что компания уже задолго до крушения не имела практически никакого отношения к вертолету МИ-8, на борту которого находился Александр Лебедь.
По словам Фишера, договор об аренде вертолета, составленный "Енисейским меридианом" и аэропортом "Черемшанка", был заключен формально. Все заявки на полеты принимала "Черемшанка", она же занималась подготовкой к полетам. По мнению Фишера, все претензии должны предъявляться к авиакомпании "Скол", которой вертолет был передан в аренду незадолго до происшествия.
Согласно документам, предоставленным суду ранее, вертолетом МИ-8 могли владеть компании "Скол", "Енисейский меридиан" и "Черемшанка" (структурное подразделение "Енисейского меридиана"). За несколько дней до катастрофы вертолет был передан от компании "Енисейский меридиан" компании "Скол".
Однако заявка на полет и предполетная подготовка проводились компанией "Енисейский меридиан". Прояснение вопроса владения вертолетом имеет большое значение: именно владельцу вертолета будут предъявлены иски потерпевших на общую сумму около 100 млн рублей.
28 апреля 2002 года вертолет Ми-8 недалеко от поселка Ермаковское столкнулся с опорой ЛЭП и упал. В результате погибли 8 человек, в том числе, губернатор Красноярского края Лебедь, его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба, глава Ермаковского района Василий Роговой.
На скамье подсудимых находятся пилотировавшие вертолет Тахир Ахмеров и Алексей Курилович, которые обвиняются по ст.263, ч.3 УК РФ, предполагающей наказание за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц.
По данным следствия, перед полетом экипаж не провел предварительную подготовку к полету, не изучил детально маршрут и район полета, не проложил на полетной карте маршрут полета с учетом запретов, ограничений и расположения высот, не получил полетную карту для полета в горной местности.
Кроме того, согласно следственным материалам, решение о полете было принято при наличии летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута до поселка Ермаковское.
Согласно материалам следствия, в районе озера Ойское, куда летел Лебедь, метеопрогноз был нелетным, однако экипаж решил продолжить полет. Ситуация усугубилась сильным снегопадом и очень низкой облачностью в районе перевала Буйбинское, из-за чего видимость была крайне мала. В результате экипаж не заметил пересекавшей маршрут ЛЭП, не нанесенной на полетную карту.
Вертолет зацепил тросы грозозащиты ЛЭП и, стремясь избежать столкновения, попытался резко набрать высоту, что привело к разрушению лопастей несущего винта и хвостовой балки вертолета. При падении машина полностью разрушилась.