"Не хочу вспоминать это день. (Пострадавшие) в том инциденте ко мне обращаются, но очень редко", - сказал РИА "Новости" директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
Отвечая на вопрос, как бы он поступил сейчас, если бы ситуация повторилась, он отметил, что и сегодня сделал бы все то же самое".
Леонид Рошаль на третий день после теракта вместе с журналистом Анной Политковской вошел в здание на Дубровке. Около 15 часов 25 октября Рошаль принес заложникам три больших пакета с медикаментами. Благодаря ему из здания театрального центра были выведены восемь детей. За участие в спасении заложников Рошалю была вручена премия "Национальный герой", в январе 2003 года президент России Владимир Путин вручил ему орден Мужества, в том же году он был награжден международной премией "Голубь мира".
Трагедия в московском театральном центре на Дубровке произошла 23-26 октября 2002 года: группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" и служащих театра. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, во время которого был применен неизвестный газ, в результате чего многие заложники погибли.
Медикам, спасавшим жизни заложников, никто не сказал ни о примененном газе, ни о необходимых антидотах. Им приходилось на глазок определять вид газа. Заложникам кололи налоксон, в суматохе некоторые из них получили две-три дозы, а кто-то ни одной. Препарат оказался очень страшным - лишний укол мог привести к остановке сердца.
Какой именно газ был применен перед штурмом, до сих пор неизвестно. В ФСБ сообщили, что при создании газа была использована "спецрецептура на основе производных фентанила". А президент Владимир Путин вообще объявил газ "безвредным".
"Когда после штурма в Театральный центр вошли спецслужбы и медики, то они увидели полный зал покойников. Люди сидели-лежали без сознания, все были синего цвета. Врачи пребывали в растерянности. Ведь их предупредили, что на Дубровке будут раненые с минновзрывными травмами, ампутациями, огнестрельными ранениями. Про газ им не сказали ни слова", - рассказывал отец погибшего на Дубровке Александра Карпова.
В результате этого около 50 человек скончались в автобусах от асфиксии, пока их везли в больницы. У всех погибших заложников врачи нашли серьезные проблемы с почками, печенью, сердцем, а об отравлении газом ни в одной экспертизе не сказано. В качестве причин смерти у всех жертв называются гиподинамия, обезвоживание, хронические заболевания. В региональной общественной организации "Норд-Ост" удивляются, как в театральном центре могли собраться одни инвалиды и тяжело больные люди.
Через многие годы после теракты бывшие заложники продолжают страдать болезнями, связанными с мозгом - у людей нарушилось кровообращение и функции дыхания. Двенадцать человек полностью оглохли, у многих сильно упало зрение, некоторые потеряли память. Практически у всех бывших заложников серьезное нарушение функций почек, печени, пищеварения. У кого-то болезни проявились сразу после штурма, у других проблемы со здоровьем начались позже. Люди получают инвалидность. В неофициальных беседах врачи объясняют болезни заложников последствиями воздействия газа.
Некоторые женщины рассказывали, что после штурма с них брали подписку о том, что в течение 5 лет они не должны рожать. Однако одна заложница на момент нападения террористов была уже беременна. В результате у нее родился ребенок-инвалид.