В понедельник, 23 октября, центр "Transparency International Россия" опубликовал расследование, согласно которому руководители 14 театров, в том числе Олег Табаков, Надежда Бабкина, Олег Меньшиков и Кирилл Серебренников, выписывают себе внушительные гонорары. В связи с этим организация уже обратилась с заявлениями в Генпрокуратуру, в трех случаях - с Серебренниковым, Юрием Куклачевым и Евгением Марчелли - ведомство подтвердило нарушения федерального законодательства.
"В расследовании речь идет лишь о двух театрах, подведомственных Минкульту. Говорить о том, что руководители "платят гонорары сами себе", не совсем корректно. Случаи, когда они заключают контракты с собственными театрами, действительно имеют место, однако подобные ситуации не являются нарушением законодательства и регулируются приказом министерства", - заверили в ведомстве.
При этом в пресс-службе Министерства культуры подчеркнули, что вышеупомянутые сделки с участием руководителей государственных театров совершаются исключительно с предварительного одобрения ведомства.
По информации "Transparency International Россия", актеры и режиссеры в качестве индивидуальных предпринимателей заключают госконтракты со своими собственными театрами на постановку спектаклей, на актерскую игру, на аренду реквизита и т. д. Как минимум 14 театров в 2013 - 2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей, со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тысяч рублей за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тысяч рублей, руководитель Театра на Юго-Западе Олег Леушин - по 180 тысяч рублей, руководитель "Гоголь-центра" Серебренников - по 345 тысяч рублей.
Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам, указывалось в расследовании центра.
Все контракты были заключены на безальтернативной основе с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.
После проверки прокуратура подтвердила доводы о нарушениях в трех театрах и вынесла три представления: одно в адрес Минкультуры в отношении Театра имени Федора Волкова и два в адрес директора департамента культуры правительства Москвы - в отношении Театра кошек Куклачева и "Гоголь-центра".
Прокуратура подтвердила, что Куклачев и Серебренников пошли на нарушение закона, не уведомив свое руководство о сделках, в которых они были лично заинтересованы. Большинство художественных руководителей согласовали подобные сделки с департаментом, хотя конфликт интересов от этого в реальности не разрешался.