Александр Соколов находится под арестом с конца июля 2015 года. Вместе с Соколовым по этому делу проходят бывший главный редактор газеты "Дуэль" Юрий Мухин, отставной военный летчик Кирилл Барабаш и их соратник Валерий Парфенов. Как считает следствие, обвиняемые участвовали в запрещенной на территории РФ "Армии воли народа", признанной Мосгорсудом в 2010 году экстремистским сообществом, которую они переименовали в "Инициативную группу по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР "ЗОВ"). Соколов связывает уголовное преследование со своей журналистской деятельностью.
По данным "Интерфакса", в суд в среду явились около 50 человек, из-за чего в коридоре образовалась давка. На процесс пришло много корреспондентов и публики, в том числе почти 30 сторонников ИГПР "ЗОВ", сообщает "Медиазона". Присутствующие стали возмущаться, что для заседания выделен небольшой зал, куда смогли попасть только около 20 человек.
Как передает РИА "Новости", в результате вспыхнула потасовка между сторонниками подсудимых и приставами. Стоявшая у входа в зал толпа спорила и ссорилась с приставами, причем на помощь последним даже пришли бойцы Нацгвардии, пишет "Медиазона".
Один из приставов попытался задержать сначала мать одного из подсудимых, потом женщину, которая попросила его этого не делать. В итоге он увел мужчину, снимавшего происходящее на видео. По сведениям РИА "Новости", в суд были вызваны дополнительные силы ОМОНа.
Судебные приставы составили не менее двух протоколов об административных правонарушениях в отношении посетителей суда, занимавшихся видеосъемкой и выкрикивавших лозунги об освобождении обвиняемых, передает ТАСС.
Судья отказался взять отвод
Суд в среду приступил к слушаниям по существу дела. Подсудимые и их адвокаты на подготовительной стадии заседания заявили судье Алексею Криворучко и гособвинителю Екатерине Фроловой четыре отвода в связи с подозрением в личной заинтересованности, необъективности, отсутствии независимой позиции.
"Председательствующий по делу фигурирует в международном "списке Магнитского" как лицо, причастное к неправосудным решениям, на этом основании считаем его участие в данном деле необоснованным", - сказал подсудимый Соколов, которого цитирует ТАСС. Одним из доводов для отводов стало то, что в суд не пустили около 10 сторонников подсудимых.
Однако судья Криворучко отказался признать претензии обоснованными и продолжил процесс. После оглашения прокурором обвинительного заключения подсудимые смогут официально заявить о признании или непризнании вины.
Как отмечает "Медиазона", обвинение в процессе представляет прокурор Елена Фролова, которая выступала обвинителем в суде над блогером Антоном Носиком, которого обвиняли в разжигании ненависти (часть 1 статьи 282 УК). В итоге Носика приговорили к штрафу в размере 500 тысяч рублей.
Дело Соколова и его соратников
Юрий Мухин, Александр Соколов, Кирилл Барабаш и Валерий Парфенов были арестованы в июле 2015 года. Им предъявили обвинения в продолжении деятельности запрещенной судом экстремистской организации (часть 1 статьи 282.2 УК). Через некоторое время 65-летний Мухин по состоянию здоровья был отпущен под домашний арест, остальные обвиняемые остаются в СИЗО.
По данным следствия, обвиняемые под предлогом организации и проведения референдума вели экстремистскую деятельность. Основанная в 1997 году Мухиным "Армия воли народа" продвигала идею проведения референдума "Об ответственности власти", ратуя за внесение поправок в Конституцию, согласно которым граждане должны оценивать деятельность избранных ими политиков после истечения полномочий и могут даже отправить их в тюрьму. Также "Армия" предлагала принять закон "О суде народа России над президентом и членами федерального собрания РФ".
В 2010 году организация была запрещена как экстремистская. После этого, как говорится в материалах следствия, Мухин, Соколов, Барабаш и Парфенов формально переименовали АВН в "Инициативную группу по проведению референдума "За ответственную власть", "ставя прежние цели и задачи". При этом истинной целью организации было распространение экстремистских идей, направленных на насильственное свержение власти, считают следователи.
В частности, фигуранты дела продолжили размещать материалы на новых сайтах, а также стали издавать газету "Своими именами", в которой продолжили публикации экстремистских материалов. После запрета газеты ее переименовали в "Слова и дела".
Никто из фигурантов своей вины не признает. Александр Соколов ранее обращался к главе СК Александру Бастрыкину, генпрокурору Юрию Чайке и омбудсмену Татьяне Москальковой с просьбой проверить действия следователя, который ведет дело, по статье 144 УК (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов). Правозащитный центр "Мемориал" признал Соколова, Мухина, Барабаша и Парфенова политзаключенными.
Журналистка и правозащитник Зоя Светова, комментируя процесс на портале "Открытой России", напоминает, хронологию событий в деле Александра Соколова. Осенью 2013 года Соколов устроился работать корреспондентом в газету РБК и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции госкорпораций", в которой, в частности, исследовал проблему коррупции и неэффективного использования денежных средств при реализации мегапроектов госкорпорациями "Роснано", "Ростех", "Олимпстрой" и "Росатом".
По словам Соколова, которые приводит Светова, он получил положительные отзывы Минфина России и Генеральной прокуратуры РФ на автореферат своей диссертации. Однако руководству госкорпорации "Ростех" материалы не понравились, о чем журналисту и сообщил представитель "Ростеха" по телефону летом 2013 года.
Первый обыск дома у Соколова прошел 5 февраля 2014 года, за несколько дней до начала Олимпиады, в то время, когда защита диссертации рассматривалась на утверждение в Высшей аттестационной комиссии. Обыск проходил у него как у свидетеля по уголовному делу (статья 282), возбужденному по факту выступления на разрешенном митинге 9 мая 2012 члена запрещенной организации "Армия воли народа" Кирилла Барабаша. По версии Соколова, целью было "запугивание и дальнейшая фабрикация" нового дела.
Между тем диссертацию утвердили в ВАК, а в начале 2016 года по материалам работы Соколова, правда без его ведома, вышла книга "Кремлевские инсайдеры". Соколов не исключает, что заказчики его преследования могли опасаться и выхода этой книги.
Второй обыск уже в рамках нынешнего уголовного дела был проведен у Соколова вскоре после выхода 6 июля 2015 года его статьи о коррупционных потерях государства при строительстве космодрома Восточный. Само уголовное дело "о референдуме" было возбуждено в то время, когда материалы исследования о строительстве Восточного по просьбе ФАС готовились для передачи в это ведомство, а также в Счетную палату, пишет Светова.