После выхода скандального интервью Собчак со "скопинским маньяком" в Госдуме предложили запретить брать интервью у преступников
Фотобанк Moscow-Live / Вячеслав Акишин
Депутат Госдумы, зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина обратилась в Генпрокуратуру РФ и ФСИН с просьбой проверить высказывания "скопинского маньяка" Виктора Мохова, вышедшего на свободу в начале марта после 17 лет заключения за похищение и насилие над несовершеннолетними девушками.

Накануне в интервью Ксении Собчак в документальном фильме "Скопинский маньяк: разговор на свободе", опубликованном в YouTube-канале, Виктор Мохов заявил, что готов "опять заняться" одной из своих жертв. Он отметил, что трижды рожавшая от него Елена Самохина после освобождения из бункера, где он держал в плену двух девушек, больше не рожала. "От меня родила и больше не рожает. Надо опять мне заняться ею", - рассказал Собчак маньяк Мохов, улыбнувшись.

После этих скандальных заявлений в Генпрокуратуру и были отправлены обращения депутата Пушкиной, копию которых она опубликовала в своем Telegram. "Вероятно, за все время отбывания наказания мужчина так и не осознал свою вину и не раскаивается в содеянном. Кроме того, его высказывания можно оценить как прямую угрозу девушке. Соседи Виктора Мохова также опасаются за безопасность своих детей", - говорится в документах.

"Для кого-то нормально общаться с маньяком. И, возможно, это нормально. Если он сидит в тюрьме. Но на воле делать из него Героя - аморально. На мой взгляд", - прокомментировала парламентарий, напомнив о кодексе журналистской этики.

В своем интервью Мохов также рассказал Собчак, что в тюрьме занимался уборкой помещений и не занимался "самокопаниями". Кроме того, Мохов продемонстрировал Собчак бункер, в котором держал своих жертв. "У девочек сейчас все хорошо, меня это радует", - сказал он, добавив, что считает себя хорошим человеком, который всего лишь "оступился". Он заверил Собчак, что у него "все черты хорошие и нет плохих": "Ну оступился немножко, с кем не бывает?" Мохов также признался, что ему "по кайфу" повышенное внимание со стороны общественности и СМИ.

После прозвучавших в эфире таких откровений в Госдуме РФ решили рассмотреть вопрос о законодательном запрете брать интервью у преступников, совершивших особо тяжкие преступления.

Как считает первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский, преступники зачастую становятся объектами коммерческого интереса и героизации, а с этим необходимо бороться. "Я понимаю, что есть абсолютно устоявшиеся, в том числе из-за рубежа, возмутительные принципы. Люди, которые совершали страшные преступления, становятся объектами коммерческого интереса медиасообщества, зарабатывают деньги, последователей и подражателей привлекают. Это опасное и бесчеловечное явление", - сказал Боярский.

Он пояснил, что запрет стоит вводить не для всех преступников. "Пока не ясно выльется ли это в законодательную инициативу, но, как минимум, заслуживает обсуждения", - заключил депутат.

Идею ввести запрет на интервью с преступниками поддержал и глава Союза журналистов России Владимир Соловьев. Он напомнил, что в США с 1977 года существует так называемый закон сына Сэма, запрещающий совершившим тяжелые преступления людям давать интервью и писать книги. "Я бы предложил нашим законодателям внимательно присмотреться к этому случаю и подумать о том, как запретить подобным представителям преступного мира, даже, может быть, искупившим свою вину, но тем не менее популяризировать свою деятельность", - сказал Соловьев агентству ТАСС.

А депутат Госдумы Евгений Ревенко предложил законодательно закрепить норму об обязательном перечислении гонораров преступников за их интервью и мемуары в пользу их жертв или родственников их жертв.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который также выступил с предложением разработать законопроект, предусматривающий введение запрета на интервью с лицами, осужденными за изнасилование или убийство, кроме того предложил вообще отстранить Ксению Собчак от любого эфира, сообщает РИА "Новости".

Сама Собчак в Telegram-канале "Кровавая барыня", отвечая на критику своего фильма о "скопинском маньяке", попросила тех, кто осуждает ее за интервью с маньяком, "не морализаторствовать". "Разговоры о том, что фильм Ксении Собчак про маньяка может кого-то спровоцировать или вдохновить на преступления мне, конечно, льстят, но вы меня переоцениваете. Куда более вдохновляющим примером являются художественные фильмы - давайте и их запретим!" - написала она, приведя в пример фильмы "Молчание ягнят", "Семь" и "Дом, который построил Джек".

Собчак уверена, что интервью с маньяком или фильм про него - это не форма комплимента. "И это не сугубо профессиональный журналистский вопрос: должен ли автор предоставлять слово преступнику? Это общечеловеческий вопрос. Должен ли врач спасать жизнь закоренелым преступникам? На мой взгляд, не просто должен, а обязан", - считает Собчак.

Поддержал телеведущую и ее супруг Константин Богомолов. В своем Facebook он написал, что "нужно делать такие картины". По его мнению, Собчак не воспевает зло: в ее интервью маньяк выглядит обыкновенным дедушкой, он "обыкновенен и нормален... И эта нормальность его - главное извращение. Он один из нас. Мы смотрим не в глаза маньяка, а в глаза соседа по лестничной клетке, в глаза случайного прохожего, попутчика в поезде, сослуживца. Это картина о пошлости и убожестве зла. И от очарования этим самым злом она предостерегает круче, чем пафосные проповеди о добре. И тот, кто вещает о своей брезгливости - не столько брезглив, сколько труслив. Вот что: вглядываться в зло нужно. Не для постижения его глубины. А для понимания его убожества и повседневности. Чтобы в жизни уметь разглядеть его - не являющееся в демоническом образе, а мимикрируещее под простачка, "маленького человека", достоевского "человека из подполья".

В 2000 году в городе Скопин Виктор Мохов похитил двух девушек в возрасте 14 и 17 лет и продержал их в подвале почти четыре года. Мохов морил их голодом, держал без света, наносил телесные увечья. Своих жертв Мохов насиловал около 900 раз. Одна из девушек дважды рожала от него, но Мохов отбирал у нее детей. Весной 2004 года девушкам удалось случайно передать на волю записку, и 4 мая 2004 года их освободили. Скопинский районный суд спустя год приговорил Виктора Мохова к 17 годам колонии строгого режима, в дальнейшем этот срок был сокращен до 16 лет 10 месяцев.

Третьего марта семидесятилетний Виктор Мохов, известный как "скопинский маньяк", вышел из исправительной колонии в Саратовской области на свободу. Вскоре в СМИ появились сведения, что Мохов поехал в Москву для участия в каком-то ток-шоу. Представители ведущих федеральных телеканалов опровергли факт приглашения Мохова на съемки. А 22 марта в Сети было опубликовано интервью с Моховым, которое взяла у него телеведущая Ксения Собчак.