Глава Росстата Павел Малков назвал невозможной "незаметную" подделку "негативной" статистики под давлением высших органов власти. По его словам, Кремль и правительство реагируют на неприятные цифры "конструктивно"
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
Глава Росстата Павел Малков назвал невозможной "незаметную" подделку "негативной" статистики под давлением высших органов власти. По его словам, Кремль и правительство реагируют на неприятные цифры "конструктивно".

По словам Малкова, Росстат всегда стремится следовать международным правилам, практикам и стандартам, частью которых является равный доступ всех потребителей к информации. В то же время кодекс европейской статистики разрешает публиковать так называемые пререлизы для узкого круга лиц за некоторое время до официального опубликования.

"Большинство стран пользуется этим, и у нас тоже есть такая возможность. Это один из принципов европейской статистики, и он полностью соответствует всем международным практикам. Естественно, данные предоставляются под эмбарго и ни при каких условиях не меняются до публикации", - отметил руководитель Росстата в интервью РБК.

В мае официальная статистика, которая отражает влияние пандемии и карантинных ограничений на экономику, выходила поздно вечером. Информацию о падении производства в нерабочем апреле на 6,6% в годовом выражении, а также доклад о ситуации в экономике, в котором содержалась информация о росте числа безработных более чем на 800 тыс. человек, Росстат опубликовал в 21:00 при традиционном времени публикации в 16:00.

СМИ предположили, что правительство таким образом отвлекает внимание от данных, которые становятся все более удручающими в условиях пандемии и карантина. Поздняя публикация подразумевает, что у журналистов сокращается время для подготовки и работы с цифрами и экспертами, а публикация цифр и фактов о реальной ситуации в экономике для чиновников выглядит неприятнее, чем сама эта ситуация. Росстат объяснил перенос времени раскрытия статистической информации усложнившимися условиями работы из-за ситуации с пандемией и переводом значительного числа сотрудников на удаленный режим.

"Нет тайных сил, которые хотят изменить наши данные или не дают их опубликовать. Есть объективные процессы, которые сейчас затрагивают абсолютно всех", - пояснил Малков, добавив, что за все время руководства Росстатом его не просили перенести срок публикации по каким-либо причинам, а сами сроки публикации закреплены в федеральном плане статистических работ и не могут быть перенесены "по звонку".

Кроме того, Малков пояснил, что статистикой практически невозможно манипулировать, и любые попытки повлиять на итоговые цифры через искажение входных данных тут же станут заметны специалистам. Намеренное искажение хотя бы одного показателя способно вызвать эффект бабочки, который приведет к тому, что сразу же непредсказуемо "посыпятся" остальные показатели. Росстат получает данные из разных источников и сопоставляет их, чтобы выявить возможные отклонения. "Это многослойная система, и чем глубже погружаешься, тем больше понимаешь, что подтасовать данные практически невозможно", - заверил руководитель ведомства.

Куда более существенной проблемой Малков назвал низкое качество первичных данных при некачественном и ошибочном заполнении отчетности. Чтобы решить проблему, Росстат планирует создать удобный интерфейс подачи данных и автоматический поиск ошибок, а также предлагает увеличить срок исковой давности штрафов за предоставление ложных сведений в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас правительство рассматривает законопроект о переходе на электронную подачу отчетности, а в дальнейшем планируется постепенно уйти от подачи первичных данных как таковых за счет использования административных, больших и потоковых данных.

Малков также напомнил, что в мае 2019 года Росстат отозвал оценку индекса промпроизводства за апрель из-за ошибки: одно из добывающих предприятий в Ямало-Ненецком автономном округе предоставило территориальному органу госстатистики некорректные сведения. Это привело к неверному расчету объема добычи природного газа и динамики промпроизводства.

"Мы тогда заранее выявили это отклонение и пытались уточнить данные, но предприятие нам сказало: "Все верно". То есть контрольный флажок здесь сработал. Но из-за того, что предприятие работало недавно, мы не могли сопоставить с ранее полученными данными", - объяснил Малков.