Речь идет о защите свидетелей, которым угрожает опасность, а также правоохранителей - судей, прокуроров, сотрудников следственного комитета, работников различных контролирующих ведомств. Например, рыбнадзора, охраны природы или культурных ценностей, уточняет издание.
По словам главы нового ведомства, полковника милиции Олега Зимина, с начала года к ним обратились за помощью около 700 свидетелей, из них примерно треть охраняются вместе с семьями. "Кроме того, мы защищаем 115 должностных лиц - судей, сотрудников прокуратуры, должностных лиц контролирующих органов", - сообщил Зимин газете.
Как пишет газета, получить защиту свидетель может, обратившись к следователю, который в течение трех дней после проверки реальности угрозы вынесет постановление о необходимости защиты и отправит в управление Зимина. Как отмечает издание, случаев, когда следователь отказывал в таком постановлении, пока не было.
Кроме того, можно обратиться за защитой напрямую в милицию или непосредственно Управление по госзащите.
Зимин рассказал газете, что предусмотрены восемь мер безопасности: смена фамилии, биографии, работы, места жительства вплоть до переезда в другую страну. Для посторонних "закрываются" все анкетные данные во всех информационных базах. Могут просто на время спрятать или приставить телохранителя. Или сделать пластическую операцию.
Впрочем, как рассказывает глава ведомства, хирургические меры пока не применялись - не было необходимости.
Бывает и так, что человек не подозревает о грозящей ему опасности. Охранять его негласно, без его ведома власти не имеют права - надо обязательно получить его согласие. Иногда люди отказываются - привычный ритм жизни, работа оказываются важнее.
На госзащиту государство выделило полтора миллиарда рублей на пять лет. Если потребуется, правительство готово обсудить увеличение финансирования программы.
На одного подзащитного в месяц тратят примерно 100 тысяч рублей. Сюда входят расходы на переезд, съем квартиры, замену документов и "чистку" баз данных, поиск новой работы, питание, одежду, даже культурную программу. Смету проверяют несколько контролеров - чтобы не было соблазна завысить траты. Бывает, руководство вносит поправки. Скажем, предлагает снять более надежную квартиру, пусть и подороже. Но до минимума уменьшают счет на мобильном телефоне клиента, чтобы его не смогли вычислить по переговорам.
По словам Зимина, его подчиненные участвуют практически во всех резонансных делах. Иногда приходится охранять криминальных "авторитетов" - когда они сотрудничают со следствием в обмен на смягчение наказания.
Таких свидетелей продолжают защищать и в местах лишения свободы. Подобный свидетель никогда не попадет в одну камеру или "зону" со своими подельниками. Никто из его знакомых вообще не узнает, где он сидит. А во-вторых, его будут плотно опекать и в месте отсидки. Но этим уже занимается ФСИН.
Сотрудники подразделения - спецназовцы, подготовленные по особой программе. Основу отдела составляют сотрудники, ранее служившие в отряде "Рысь".
Тренируют их, в отличие от большинства спецназов, не для задержания, захвата преступников или освобождения заложников, а для защиты человека. Если требуется, то и своим телом. Это тоже надо уметь. Поэтому отрабатывают и такое упражнение - дуэль. Сотрудники, облаченные в бронежилеты, стреляют друг в друга из пистолетов боевыми патронами.
Автомобильный парк подразделения состоит из бронированных автомобилей, внешне ничем не отличающихся от обычных джипов, микроавтобусов, иномарок. В каждую машину впаяна бронекапсула, способная выдержать автоматную очередь в упор. Перед водителем - монитор, показывающий, что происходит позади машины, - вместо зеркала заднего вида.