Сотрудники отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Чувашии (город Новочебоксарск) получили информацию о том, что совершающие богослужения в храме на территории колонии священники проносят с собой запрещенные предметы, в том числе наркотики. В храме решено было устроить обыск. Речь идет об инциденте, произошедшем в декабре 2014 года.
"У осужденного, исполняющего обязанности старосты церкви, были изъяты ключи, и без уведомления и приглашения священнослужителей в храме был устроен "шмон", в ходе которого сотрудники (по моей информации во главе с начальником отдела безопасности Федоровым) вскрыли сейф, пооткрывали все чаши, зашли в алтарь, куда заходить дозволено только священникам, и даже вскрыли святыню - ларец с мощами святого, прикасаться к которой мирянам запрещено категорически, ее могут трогать только посвященные в сан, да и то лишь после соответствующего подготовительного обряда", - написал журналист Эдуард Дидиченко в Facebook.
"Ничего запрещенного в храме найти не удалось. Но... Таким образом были не просто оскорблены чувства верующих, оскорбление нанесено самой православной церкви, а храм по религиозным канонам был осквернен", - отметил журналист. Он утверждает, что получил благословение на проведение журналистского расследования по данному поводу от митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, который подтвердил информацию о произошедшем.
"Владыка сетует на то, что республиканское управление исполнения исполнения наказаний не проявляет никакого желания загладить ситуацию и хотя бы, по меньшей мере, извиниться перед церковью. На предложение владыки приехать и объясниться, дать гарантии, что впредь подобное будет в пенитенциарных учреждениях республики недопустимым, и.о. начальника УФСИН России по Чувашской Республике полковник в/с Робот А.Л. ответил, что у него нет для этой встречи времени", - пишет Дидиченко.
По его словам, в пресс-службе управления ФСИН не отрицают, что обыск в храме имел место. По словам начальника пресс-службы подполковника Герасимова, офицер отдела безопасности колонии уже подвергнут дисциплинарному взысканию.
"На мое замечание о том, что хотелось бы оценить адекватность наказания, что за подобного рода деяние представительницы известной панк-группы Pussy Riot Толоконникова и Алехина были осуждены к реальному лишению свободы, представитель "исправлявшей" святотаток системы исполнения наказания ничего не ответил. Но пояснил, что этот случай стал предметом разбирательства в республиканском управлении, что сотрудников воспитательных отделов всех учреждений собирали и объясняли им, как нужно вести себя в расположенных на территории колоний и следственных изоляторах объектах религиозного назначения", - отметил журналист, добавив, что о произошедшем проинформирован председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
Чувашская митрополия не комментировала происшествие в храме
Стоит отметить, Эдуард Дидиченко ошибается, утверждая, что по канонам православной церкви храм Св. Георгия в ИК-6 был осквернен и подлежит повторному освящению. Профессор, доктор церковной истории и магистр богословия протоиерей Владислав Цыпин в комментарии порталу "Православие и мир" подробно разбирает вопрос о том, как подходить к подобным ситуациям. По его словам, следует различать кощунство и осквернение святыни. Так, например, новое великое освящение храма может потребоваться, если престол был сдвинут, если храм превратили в мирское жилище. Малое освящение требуется, если нарушены неприкосновенность и святость престола, при осквернении храма еретиками и язычниками, совершившими свое богослужение, в случае, если в храме произойдет убийство или кровопролитие, после рождения или смерти животного.
Присутствие непосвященных мирян в алтаре, а также то, что они касались богослужебных предметов и мощей, в перечень оснований для нового освящения церкви не входит. С этим мнением согласен и священник Георгий Христич, настоятель храма Святых жен-мироносиц в Петербурге и модератор форума проекта "Азбука веры".
Добавим, ранее в чувашских исправительных учреждениях ранее неоднократно изымали запрещенные предметы. В частности, "Московский комсомолец" сообщал об обнаружении в буханках хлеба, переданных в столовую ИК-6, пяти мобильных телефонов, трех зарядных устройств и нескольких гарнитур. Там же посетительница колонии пыталась спрятать в вафлях и передать заключенным SIM-карты к телефонам. А год назад в этой же колонии повесился заключенный.