"Костырев, не имея постоянной прописки в Москве, может скрыться от следствия, поэтому единственно возможным считаю избрание мерой пресечения ему в виде ареста", - сказал представитель московской прокуратуры в обоснование своего ходатайства.
Кроме того, по его словам, в настоящее время следственные органы располагают информацией о возможной причастности обвиняемого Костырева к аналогичным преступлениям, совершенным в Москве и Московской области.
Прокурор также сказал, что преступление, совершенное обвиняемым, является особо тяжким и наказание за него является безальтернативным - заключение под стражу. Суд, вынося решение, учел доводы прокуратуры и, несмотря на возражения адвоката Костырева, удовлетворил запрос.
Напомним, ранее по делу о взрыве на рынке были задержаны студенты московских вузов Илья Тихомиров, Олег Костырев и Валерий Жуковцов. Московская прокуратура предъявила обвинение Олегу Костыреву и Илье Тихомирову "в убийстве двух и более лиц, совершенном общеопасным способом по мотивам национальной розни".
Позднее в среду стало известно, что прокуратура Москвы предъявила обвинение и третьему задержанному Валерию Жуковцову. "Следствие подало в Замоскворецкий суд Москвы ходатайство об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу", - сказал источник в следственной группе РИА "Новости".
Между тем, опознаны тела девяти из десяти погибших в результате взрыва. Среди жертв - две уроженки Узбекистана (39-летняя женщина и трехлетняя девочка), трое уроженцев Таджикистана (двое мужчин и трехлетний мальчик), 44-летняя гражданка Белоруссии, 35-летняя жительница Воронежской области и 33-летний житель Чебоксар. Место жительства еще одной опознанной женщины пока не установлено.
По состоянию на утро среды, в московских больницах остаются 34 человека, пострадавших от взрыва на Черкизовском рынке. В частности, 11 человек находятся в крайне тяжелом состоянии, 4 - в тяжелом, 12 - средней тяжести, 7 - в удовлетворительном. Одного пострадавшего выписали в минувший вторник.
- От самосуда террористов спасли охранники рынка
- Прокурор Москвы: это клоны Багровых и Каляевых, которые совершали покушения на царей
- Следователи хотят повесить на студентов еще несколько взрывов
- Подозреваемые на месте преступления рассказывали, куда и как заложили взрывчатку
- Черкизовский рынок: золотое дно Москвы
Тем временем следствие по делу о взрыве ищет возможных сообщников обвиняемых в совершении этого преступления, а также проверяет их причастность к другим правонарушениям. "Необходимо ответить еще на целый ряд вопросов: были ли у них сообщники, не причастны ли они к аналогичным преступлениям или каким-либо правонарушениям. Будем проверять их связи, которые могут вывести на их сообщников, если они у них, конечно, есть", - заявил прокурор столицы Юрий Семин "Российской газете".
По его словам, "тот же Тихомиров (один из арестованных - ред.) уже попадал в поле зрения милиции".
Прокурор Москвы сообщил также подробности подготовки взрыва. По его словам, идея провести акцию на Черкизовском рынке принадлежит москвичу Олегу Костыреву и уроженцу Удмуртии Илье Тихомирову. "Первый изготовил в общежитии взрывное устройство, рецепт которого взял из интернета, а второй - взрыватель. Бомба, по сути своей, примитивная. Ее компоненты можно приобрести практически свободно: это аммиачная селитра, алюминиевая пудра, сахарный песок, ацетон и серная кислота", - отметил Семин. "Взрыватель тоже ничего сложного из себя не представлял: будильник, выполняющий роль замедлителя, провода и батарейки", - добавил он.
Как рассказал прокурор, перед тем как пойти на дело, Костырев и Тихомиров посвятили в свои планы Жуковцова. Он должен был вести наблюдение и обеспечить отход. Накануне троица провела разведку. Они определили место, где заложат бомбу, и время. В назначенный день "Х" они привезли на метро две сумки с компонентами для взрывного устройства, прошли на рынок, поставили их и привели взрыватель в боевое положение. Через 55 секунд произошел взрыв.
Жуковцов вместо того, чтобы обеспечивать отход своих товарищей, убежал, а Костырева и Тихомирова схватила охрана рынка вместе с другими людьми.
Задержанные признали свою вину в присутствии адвокатов, сообщил Семин. "Но наша уверенность в причастности их к этому преступлению основывается не только на этом, - уточнил он. - Признание, как известно, человек может намеренно исказить, можно и получить его под давлением. Они показали, где изготавливали бомбу и хранили входившие в нее компоненты. Причем в таком количестве, что можно было сделать еще не одно взрывное устройство. В ходе обысков все эти улики были обнаружены".
По неофициальной информации, вчера были задержаны еще пятеро знакомых обвиняемых студентов, и следователи выясняли, имели ли они отношение к взрыву, и насколько вообще вся эта компания была организованна. При этом Семин отметил, что следствие активно ведет проверку на предмет того, участвовали ли ранее трое задержанных в каких-либо других акциях бритоголовых. Занимается этой работой следственная бригада сотрудников управления прокуратуры города по борьбе с бандитизмом, сотрудники ФСБ и МУРа.
От самосуда террористов спасли охранники рынка
По данным следствия, трое студентов в понедельник примерно в 10:30 вошли в расположенное на Черкизовском рынке между торговыми контейнерами вьетнамское кафе "Атлантида". В руках у Костырева и Тихомирова было по большой сумке. Они оставили сумки у одного из столиков (в зале в это время находилось около десятка посетителей) и быстро двинулись к выходу. Все это происходило на глазах у продавцов, поскольку кафе примыкает к торговым рядам. Примерно через минуту прогремел мощный взрыв. Трое продавцов с криком "Это они взорвали!" бросились за удалявшимися молодыми людьми. Двоих догнали уже на выходе из павильона, а Жуковцов, в задачу которого входило прикрывать отступление товарищей, сумел сбежать. От самосуда террористов спасли подоспевшие охранники, которые позже передали задержанных милиционерам, пишет Газета GZT.ru.
Однако, по версии МК, за молодыми людьми устроили погоню еще перед взрывом, приняв их за воров. Террористы поставили сумку напротив кафе, возле туалета, и побежали. За ними устроили погоню, и уже после того как подрывников догнали, произошел взрыв. Причем сразу несколько человек приписывают себе заслугу в поимке террористов. "Я сбил одного из них с ног, потом подоспела подмога", - заявил газете охранник Андрей. "Мы с ребятами сразу после взрыва метнулись за ними и повалили", - вторит ему продавец Мурад. Кстати, у одного из задержанных был нож - его выбили в первые же секунды, во время драки.
Прокурор Москвы: это клоны Багровых и Каляевых, которые совершали покушения на царей
В общежитии РХТУ им. Менделеева на улице Виллиса Лациса хорошо знают одного Олега Костырева, приехавшего в Москву из небольшого удмуртского городка Глазова. "Молодой человек одевался как скинхед, посещал клубы соответствующие, часто бывал на концертах "Коррозии металла", где, как известно, вербовщики скинов набирают в свои ряды новых членов", - сообщили "Времени новостей" соседи задержанного. "Ну да, был похож на скина, но со всеми вел себя очень вежливо, здоровался", - говорят другие. По словам сотрудников общежития, к Олегу "никогда никто не ходил, обычно он встречался с какими-то двумя друзьями по вечерам, и они куда-то уходили".
В то же время один из очевидцев обыска в комнате националиста рассказал, что там нашли целую библиотеку фашистской литературы. "Еще карту какую-то, на ней кафе обозначено и отмечены подходы и пути отступления. Это, говорят, они готовились иностранных студентов "мочить". Там еще кастет изъяли, дубинку и шапочку-маску с прорезями для глаз", - рассказал собеседник газеты. В то же время в самом РХТУ, где учился Костырев, сообщили, что "с утра во вторник к ним приходило много людей из органов, беседовали с руководством вуза".
В свою очередь прокурор Москвы Юрий Семин на просьбу дать характеристику обвиняемым сказал: "На первый взгляд это обычные ребята, отравленные ядом национализма. В результате они попали в так называемый разряд маргиналов. Тот же Жуковцов, к примеру, вырос в неполной семье. Его мама воспитывала троих детей. То есть он изначально рос в протестной среде, заряженной на негатив. Ему не хватало лишь врага. И вот он его нашел в лице людей другой национальности, торговавших на Черкизовском рынке".
"Самое страшное в этой истории, что подобные ребята не входят в организованные группы политической направленности, - заявил прокурор. - Они никем не контролируются: ни старшим товарищем, ни государством. Поэтому они вдвойне опасны. У них есть идеология, но нет конкретной цели. Это клоны Багровых и Каляевых, которые в конце прошлого века совершали покушения на царей и важных государственных чиновников. Но те, считая себя революционерами, полагали, что действуют из благородных убеждений, ради "освобождения трудового народа из-под гнета царизма". А эти - из-за банальной ненависти к людям другой национальности".
Следователи хотят повесить на студентов еще несколько взрывов
Поскольку любая крупная акция такого рода требует долгой подготовки, а еще лучше - репетиции, следователи уже сейчас пытаются раскрутить задержанных на аналогичные взрывы меньшего масштаба, пишет МК. По данным газеты, прокуратуру особенно заинтересовали три взрыва коммерческих палаток (два - в Марьине, один - в Конькове), произошедшие нынешним летом. В результате этих инцидентов пострадали в общей сложности пять человек. Что характерно, всеми торговыми точками владели азербайджанцы. Там тоже использовались простейшие взрывные устройства. Не исключено, что и эти эпизоды - дело рук банды террористов-самоучек.
Источники, близкие к следствию, не скрывают, что соблазн повесить на задержанных теракт в Черкизове очень велик. "Поймите, если взять за основу экономическую версию, придется перетряхивать рынок сверху донизу. А там такое вскроется - хоть святых выноси. Конечно, всем удобнее, если за теракт осудят фанатиков, помешавшихся на национальной идее. Таких, например, как Александр Копцев, устроивший резню в синагоге", - добавляет источник.
Подозреваемые на месте преступления рассказывали, куда и как именно заложили взрывчатку
Накануне в 14:30 охрана Черкизовского приказала всем сотрудникам торговых рядов "АСТ" (они входят в состав рынка) срочно закрыть палатки и уйти. Около трех дня к рынку подъехал взвод омоновцев, кинологи с собаками и сотрудники прокуратуры. Чуть позже появилась "Газель", из которой вывели подозреваемых - закованных в наручники студентов. "Я не успел выйти с рынка вместе со всеми и видел, как их привезли, - рассказал "Комсомольской правде" торговец Абдулла. - Они вышли из машины и на головы водолазки натянули, чтобы мы их не увидели. Если бы мог, разорвал бы их на месте!" По информации из источников, близких к следствию, газете стало известно, что следственный эксперимент прошел удачно. Обвиняемые держались без страха и спокойно рассказывали, куда и как именно заложили взрывчатку.