В начале судебного заседания Ходорковский заявил, что "одного дня, среды, для общения с защитой недостаточно". "Инструкции конвоя не могут интересовать ни суд, ни подсудимых, когда это ущемляет конституционные права стороны защиты", - сказал он.
Его адвокат Генрих Падва подчеркнул, что "условия беседы адвокатов со своими подзащитными изменились". "Конвой не разрешает передавать документы нашим подзащитным в ходе процесса. А просить прерывать заседание каждые 15 минут бессмысленно, это затягивает процесс", - пояснил адвокат.
Председательствующая судья Ирина Колесникова заявила, что суд не возражает против общения адвокатов с подсудимыми в перерывах между судебным заседанием, однако "вопрос контактирования подсудимых с защитой находится в компетенции конвойной службы".
Между тем, в ходе заседания был продолжен допрос первого свидетеля - гендиректора ОАО "Апатит" Анатолия Позднякова. Перед его допросом гособвинитель Дмитрий Шохин зачитал один из протоколов допроса свидетеля в ходе предварительного следствия.
После оглашения данного документа Михаил Ходорковский заявил суду: "Данный протокол допроса мне кажется не совсем обычным. В ходе допроса следователь сделал несколько утверждений ошибочных, которые потом свидетелю предстояло как-то объяснять. Я боюсь, что сейчас мы получили неверные сведения, основанные на заблуждениях".
По мнению Ходорковского, "следователь, заблуждаясь, ввел в заблуждение свидетеля, говоря о том, что инвестиции при покупке 20-процентного пакета акций ОАО "Апатит" должны были быть безвозмездными".
По мнению обвиняемого, из оглашенных материалов уголовного дела следует, что инвестиции не должны были быть безвозмездными.
"В плане приватизации ОАО "Апатит" были четко обозначены обязательства, по которым предприятие должно было эмитировать и передать инвесторам дополнительные 50% акций, между тем этого сделано не было. Следователь и другие лица считают, что инвестиции были безвозмездными и безвозвратными - это заблуждение", - сказал Михаил Ходорковский.
Во время допроса свидетеля защита Ходорковского задала Позднякову вопрос о том, являлась ли инвестиционная программа ОАО "Апатиту" необходимой.
"Я считал, что программа составлена верно. Я не могу сказать, что строительство мини-пивоварни, которое входило в инвестиционную программу, было необходимым, однако вся программа "Апатиту" была необходима", - ответил Поздняков.
Отвечая на вопрос защиты о том, как свидетель расценивает обвинения в укрывании налогов, Поздняков ответил: "Я знаю только то, что говорили в телевизионных передачах, что они переводили деньги в офшорные зоны, где меньше налогообложение".
В данный момент в судебном заседании объявлен перерыв, после которого, как ожидается, допрос Позднякова будет продолжен. В частности, с намерением пояснить некоторые моменты по эпизоду с ОАО "Апатит" к суду обратился Михаил Ходорковский.