Комплекс "Арктический трилистник" на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа
Спецстрой России
Строительство военных объектов в Заполярье для создания "арктического щита" России обернулось скандалом. Оказалось, что строителям месяцами не выплачивают зарплаты, не давая при этом возможности вернуться домой. Кроме того, конфликт возник между бригадами фирм, нанятых государством для стройки в Арктике. При этом в случившемся обвиняют друг друга государственное предприятие и частная компания.

Основным подрядчиком при строительстве "арктического щита" стало Главное управление инженерных работ N2 при Спецстрое России (ГУИР N2), пишет "Новая газета". В конце сентября 2015 года на сайте компании сообщалось, что, вопреки сложнейшим климатическим условиям, "в арктической зоне полным ходом идут работы по строительству специальных объектов".

Именно ГУИР N2 заключала контракты на выполнение работ с частными компаниями-субподрядчиками. Общая сумма сделок составила более 9 млрд рублей.

При этом больше трети - 3,5 млрд рублей - досталось компании "РусАльянс Строй", которой поручили строить военные объекты на мысе Шмидта и острове Врангеля. Примечательно, что оба контракта фирма получила без конкурса, как единственный поставщик. В ГУИР "Новой газете" заявили, что конкурентов у "РусАльянс Строй" не было из-за некоей записки от "руководителя проекта Пирахмаева И. В.". Изданию не удалось найти эту записку в конкурсной документации.

Зато журналисты выяснили, что одним из совладельцев "РусАльянс Строя" является Константин Эккерт, который до 2009 года был сотрудником Минобороны РФ, а с 2013 года стал советником вице-президента "Роснефти". Кроме того, оказалось, что компания "РусАльянс Строй" до строительства в Арктике уже не раз получала контракты от различных структур Спецстроя.

Однако в 2015 году ситуация поменялась: отношения между частной компанией и государственным агентством неожиданно испортились. При этом конфликт повлиял на положение сотрудников "РусАльянс Строя". Издание приводит в пример ситуацию в сентябре 2015 года, когда 40 строителей должны были улететь с мыса Шмидта. Но когда борт Минобороны прибыл на место, военные заявили, ссылаясь на приказ сверху, что гражданских вывозить не будут. В вертолет удалось попасть лишь 12 рабочим. Остальным пришлось ждать следующего борта еще полтора месяца. За это время у строителей закончились запасы топлива и еды.

Также оказалось, что работникам еще и задерживают зарплату за сентябрь и октябрь. По словам сотрудника "РусАльянс Строя" Сергея Воронкова, задолженность перед ним составляет 249 тыс. рублей. Как выяснилось позже, в командировочных удостоверениях строителей, которые продолжали ждать борта в Арктике, была отмечена дата убытия с объекта - 13 сентября.

При этом эвакуировать оставшихся не по своей воле в Заполярье строителей начали только 12 ноября. Первый вертолет не вместил всех рабочих, и за места чуть не началась драка; на второй борт смогли попасть только два человека: строителям пришлось тянуть жребий, кому лететь.

В "РусАльянс Строе" сложности с вывозом рабочих объяснили противодействием со стороны ГУИР. "Осенью нам стали отказывать в предоставлении бортов по разным причинам, - заявила руководитель пресс-службы частной компании Наталия Звягина. - То документы неправильно оформлены, то вертолетов нет".

В то же время Олег Сиразетдинов, заместитель начальника ГУИР, сообщил "Новой газете", что управление даже "взяло на себя часть функций субподрядчика, в том числе по отправке работников ООО "РусАльянс Строй", отработавших вахту, на большую землю".

Рабочие пострадали из-за конфликта компаний

"Новая газета" выяснила, что причиной конфликта между государственным агентством и частной фирмой стал срыв исполнения контракта. По словам пресс-секретаря ГУИР Станислава Смагина, задержка по второму этапу строительства составляет более трех месяцев.

В ГУИР утверждают, что "РусАльянс Строй" получил аванс в размере почти 3,2 млрд рублей, но "о потраченных средствах не отчитался". В ведомстве говорят, что, по данным проверки, частная компания потратила на строительные работы только 1,1 млрд рублей, в итоге контракт с ней расторгли в одностороннем порядке.

В свою очередь, в "РусАльянс Строе" уверяют, что государственное предприятие пытается присвоить себе результаты выполненных работ. Пресс-секретарь компании Наталия Звягина говорит, что фирма не только освоила 3,2 млрд рублей, но и вложила в строительство объекта собственные средства, в два раза превышающие аванс. Произошло это, поскольку в ходе строительства был выявлен ряд работ, не предусмотренных изначальной сметой.

В "РусАльянс Строе" отметили, что в результате ГУИР не оплатило дополнительные расходы, а заключило договор с другой компанией. "Есть предположение, что это такая схема. Заключается договор на меньшую сумму, чем стоят работы. А потом, когда субподрядчик вкладывается своими средствами, его обвиняют в том, что он сорвал сроки. Подают в суд иск, что он должен денег, и привлекают на его место другую компанию. Соответственно, все ресурсы, которые вложил предыдущий подрядчик, фактически свободны", - пояснила Звягина.

Смена субподрядчика вызвала стычки между стройбригадами

ГУИР действительно наняло еще одного субподрядчика, чем спровоцировало стычки между строительными бригадами. В конце лета 2015 года ведомство объявило два конкурса на проведение дополнительных строительно-монтажных работ на острове Врангеля и мысе Шмидта. Контракт на 1,8 млрд рублей ГУИР оставило за собой, а 2,5 млрд рублей получила компания "Спецстрой-1". В этом случае договор также был заключен как с единственным поставщиком, без конкурса.

Появление нового субподрядчика привело к столкновениям на строительных объектах. Бригады "Спецстрой-1", прибыв на остров Врангеля и мыс Шмидта, попытались заступить на объект, но их прогнали представители "РусАльянс Строя". Геодезист "РусАльянс Строя" Сергей Воронков описал происходящее: "Представьте: стоит техника "РусАльянс Строя", имущество. Вдруг приезжают какие-то люди и хотят занять это имущество. Это называется рейдерским захватом, по-моему. Их просто не пустили".

По данным "Новой газеты", ГУИР собирается внести "РусАльянс Строй" в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы не сорвать сроки строительства арктических объектов, государственное агентство наращивает в регионе группировку собственных сил.

Военные объекты в Заполярье начали возводить после того, как в феврале 2013 года была принята военная стратегия развития арктических территорий. Документ предусматривал создание "арктического щита" - радиолокационного поля для защиты от ракет противника. Для этого планируется возвести шесть военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации на Новосибирских островах, острове Врангеля и Земле Франца-Иосифа. Работы должны завершиться к концу 2015 года. На острове Врангеля и мысе Шмидта предполагалось возвести "стационарные объекты радиолокационного отделения и пункта наведения авиации", на острове Котельный - военную базу "Темп".

Россия в последние годы уделяет особое внимание Арктике, это направление объявлено руководством страны одним из ключевых для обеспечения безопасности РФ на ее северных рубежах. 26 июля президент Владимир Путин утвердил изменения, внесенные в морскую доктрину РФ, где основной акцент сделан на атлантическом и арктическом направлениях.

В конце июля в Минобороны заявили, что Россия уже контролирует воздушное и морское пространство Арктики на расстоянии минимум 500 км от берега, а Минобороны активно реализует программу освоения Арктики, которая заключается в создании военной инфраструктуры и формированию соединений и воинских частей в арктической зоне, в частности на островах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Врангеля, Земля Александры, Новосибирских островах и на мысе Шмидта.