По мнению Назаретяна, женщина по своей природе - консерватор. Однако сейчас в российской политике женщин очень мало. И женскую нишу консерваторов занимают "отморозки" мужского пола, всевозможные мракобесы и реакционеры. Поэтому без женщин в политике нельзя, пишет газета "Новые известия".
Движение "Женщина - президент России" создали в конце 90-х годов энтузиасты-мужчины - ученые и бизнесмены. Сначала женщин в движение не принимали. Участники движения по-новому перечитывали историю, изучали биографии успешных женщин, проводили опросы, выясняя, как люди относятся к нынешним женщинам-политикам.
Исследования показали, что в российском архетипе женщина воспринимается как "мать-покровительница". Таким образом, психологически для мужчин женское руководство очень благоприятно, уверяют сторонники этой идеи. Женщины очень хорошо умеют ценить в мужчинах качества самца - оригинальность, самобытность, непредсказуемость решений. Если у мужчины-руководителя подсознательно возникает чувство конкуренции к другим самцам, то женщина, наоборот, стремится окружать себя талантливыми мужчинами, безотносительно к сексуальным притязаниям. А мужчины стараются проявить себя под руководством умной и привлекательной женщины-лидера.
В истории России правление женщин было особенно благоприятно и продуктивно. Модернизация страны в 18 веке произошла именно под женским руководством.
По словам Назаретяна, среди нынешних российских женщин-политиков на пост президента страны могли бы претендовать две дамы. Это Валентина Матвиенко, если хорошо поработать с ее образом. И Ирина Хакамада, хотя ее образ "раскрутить" до соответствующего уровня было бы гораздо труднее из-за ошибок, которые она уже совершила.
Однако делать женщину вторым лицом в нашем государстве нельзя, т.к. она будет восприниматься негативно. Из истории видно, что всякий раз, когда во главе России оказывался хороший семьянин, который очень внимательно прислушивался к своей жене, как Горбачев или Николай Второй, страна приходила к катастрофе.
Кроме того, в России существует странный феномен - гендерная антисолидарность, когда именно женщины не склонны голосовать за женщин. Когда на фокус-группах представители партии "Женщина - президент России" озвучивали биографию преуспевающей женщины, среди присутствующих именно женщины начинали доказывать, что она "грудью дорогу проложила". А если женщина совсем некрасивая, актуализируется другой стереотип: "с жиру бесится без мужика". Исследователи сделали вывод, что в российской политике быть женщиной - это хуже, чем иметь судимость или другую национальность. Например, в Индии, когда женщины получили право голоса, подавляющее большинство индианок голосовали за Индиру Ганди, независимо от конфессиональных и этнических различий. Просто потому, что она женщина.
Также женщинам очень вредит заниженная самооценка. Зачастую деловые умные женщины сами ограничивают свой потолок в карьере. Или считается, что для женщины уход в политику или науку - это компенсация каких-то комплексов. Однако, по мнению многих психологов, мужчины также уходят в политику, чтобы компенсировать свои комплексы.
Женщины-политики в России
Среди высших руководителей российского государства представительство женщин минимально. Так, в правительстве у нас нет ни одной дамы, и даже на уровне заместителей министров их очень мало. В Госдуме из 450 депутатских кресел женщины занимают лишь 44. Не выше их представительство и на выборных должностях регионального уровня. Среди депутатов Законодательных собраний краев, областей и республик они составляют примерно те же 10%, что и на федеральном уровне. В некоторых региональных парламентах, например, в Магаданской областной думе, их нет вовсе. Возглавляет регион у нас всего одна женщина - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. И даже на муниципальном уровне доля депутатов-женщин равна лишь 26%.
Зато в целом в госуправлении женщины уже давно абсолютно доминируют. Среди госчиновников федерального уровня, утверждают "Новые известия", они составляют почти 72%. В российской истории показатель женского политического представительства на высшем уровне достиг своего пика в 1984 году. Тогда среди депутатов Верховного Совета СССР женщины составляли 33%, а в Верховном Совете РСФСР - 35. Правда, количество женщин в этих руководящих органах строго соответствовало квотам, утвержденным в ЦК КПСС.