Отметив постоянно растущее федеральное финансирование, генерал Патрушев оценил нынешнее состояние профилактики терроризма в регионе как неудовлетворительное. К объектам применения профилактических мер по предотвращению терроризма были отнесены незаконные мигранты, для которых все более характерна "организованная и тщательно законспирированная преступная деятельность".
Очевидно, что подобный поворот в вопросах противостояния террору связан с недавними событиями в Кондопоге, принявшими этнический характер. Несколько ранее, 14 сентября, в тех же выражениях с упоминанием угрозы национальной безопасности об этой проблеме сказал в своем выступлении в Нью-Йорке и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
Напротив, член комитета по безопасности Государственной Думы Геннадий Гудков в беседе с корреспондентом НГ отметил, что хотя "Кондопога отразила некие тенденции в российском обществе, но я не стал бы говорить о мигрантах как о подполье, под которым, как правило, подразумевается какая-то экстремистская структура".
Межнациональные проблемы, считает Гудков, возникают чаще всего там, где в большей степени коррумпированы правоохранительные органы: "Если ФСБ вместе с управлением безопасности начнет наводить в МВД порядок, я могу только это приветствовать. Как правило, межнациональные противоречия возникают при бездействии или попустительстве чиновников и правоохранителей". Миграционные процессы, сетует парламентарий, "остаются до конца не отрегулированными и с точки зрения законодательства, и с точки зрения правоприменительной практики. Коррумпированные чиновники делают деньги на мигрантах – это считается одним из наиболее хлебных, прибыльных видов бизнеса. Коррупция страшнее НАТО, страшнее экологических проблем. А Кондопога просто явилась катализатором обсуждения".