В среду острые дипломатические ноты с обеих сторон еще больше накалили атмосферу, после того как аварийно-спасательные службы нашли на месте крушения два килограмма радиоактивного металла. Из четырех ракет, которыми был оснащен Су-27, ранее уже были найдены две в неповрежденном состоянии и одна – в виде обломков.
Литва требует объяснений. "До этого уверяли, что на борту не было никаких опасных веществ", – заявила Рута Апейките, пресс-секретарь министерства обороны. Российский МИД в ответ на это выразил свой протест: Вильнюс затягивает возвращение обломков самолета, а также пилота и ставит своими "сбивчивыми заявлениями" "очевидные для всех обстоятельства аварии" под сомнение. Русские отказались принимать участие в двусторонней встрече правительственной комиссии, на которой в четверг в литовском городе Паланга должны были обсуждаться вопросы экономики и культуры, пишет издание.
По версии Москвы, летчик из-за ошибки в системе навигации во время перелета на военную базу в Калининград сбился с курса, и поэтому самолет потерпел крушение в Шакяйском районе Литвы, в 50 км к западу от Каунаса. Пилот Валерий Троянов катапультировался и тем самым спасся.
Министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас сначала был склонен поверить в несчастный случай. Однако после громких заголовков в литовской прессе он, очевидно, начал сомневаться: самолет упал в месте, которое расположено далеко от официального маршрута полета вдоль побережья Балтийского моря. По данным министерства обороны Эстонии, самолет выключил бортовой ответчик, чтобы нельзя было определить его местонахождение.
Литва попросила у НАТО помощи в расшифровке черного ящика, а Троянова держат в гостинице в Вильнюсе под домашним арестом. Точку зрения России, что пилот пользуется неприкосновенностью, министерство иностранных дел резко отвергло.
Расследование ведется по двум направлениям, сказал начальник генштаба Виталиюс Вайкшнорас: была ли это "ошибка в системе навигации или провокация". Российские вооруженные силы хотели проверить, как быстро среагирует противовоздушная оборона? Сейчас в порядке очередности ее несет немецкий бундесвер. Она среагировала быстро: когда Су-27 упал, истребители бундесвера уже были в воздухе, пишет газета.