В среду в Европейский суд по правам человека обратился журналист и фотокорреспондент Юрий Иващенко, который в августе прошлого года при возвращении в Россию из Абхазии подвергся необычному досмотру
European Court of Human Rights
В среду в Европейский суд по правам человека обратился журналист и фотокорреспондент Юрий Иващенко, который в августе прошлого года при возвращении в Россию из Абхазии подвергся необычному досмотру, передает "Открытое информационное агентство".

Сотрудники Сочинской таможни изучили сохраненные в ноутбуке Иващенко личную переписку по ICQ, текстовые файлы и фотографии, после чего установили программу для копирования данных и перенесли 26 гигабайт информации с ноутбука на свои DVD-диски.

25 января этого года Прикубанский районный суд Краснодара признал законными действия таможенников.

Согласно изложенной на шести листах официальной позиции таможенников, личные переписки граждан таможня может читать и копировать на основании Указа президента Бориса Ельцина "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма" от 23 марта 1995 года. На примере дела Иващенко таможенники негодуют, что досмотр, как правило, может длиться несколько часов, а "времени на просмотр личной документации и фотографий, тем более прочтения текстовых файлов, у должностного лица просто не было", ведь "для просмотра 26 ГБ информации, тем более ее прочтения и анализа, потребуются несколько дней".

Представитель Сочинской таможни Пирцхалава в районном суде заявил, что российские таможенники имеют право не только досматривать на границе ноутбуки, флеш-карты и плееры, но и абсолютно, по его словам, законно скачивать любую информацию, причем в полном объеме, включая переписку, фотографии и прочие личные данные. Также он сообщил суду, что сотрудники Федеральной службы безопасности могут правомерно находиться в этот момент рядом, пока идет досмотр и скачивание информации. "Частично скачивать данные не имеет смысла. Скачиваем все и сразу, чтобы потом, например, была возможность направить на экспертизу на предмет наличия в этой информации признаков экстремизма", - пояснил Пирцхалава. На вопрос, на каком основании можно производить такие манипуляции с личной перепиской, таможенник ответил, что существуют таможенные риски – любого человека в целях обеспечения безопасности могут подвергнуть такому досмотру, а пребывание на таможне может затянуться до трех суток.

Решение Прикубанского районного суда Краснодара Иващенко обжаловал в Краснодарском краевом суде. 22 апреля этого года Краснодарский краевой суд оставил решение Прикубанского районного суда без изменения, а жалобу Юрия Иващенко без удовлетворения. Правовые аналитики Ассоциации "АГОРА" отмечают, что такое решение суда юридически узаконило внесудебное вмешательство чекистов в частную корреспонденцию россиян.

После этого Иващенко и решил обратиться с Страсбург. Интересы Иващенко по инициативе Межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА" представляет адвокат Марина Дубровина.

Фотокорреспондент в жалобе заявил, что действия сотрудников таможенного поста по изучению и копированию его личной переписки и журналистских материалов являются вмешательством властей в частную жизнь и тайну переписки, а также в право свободно выражать мнение и распространять информацию. Он подчеркнул, что на момент проведения таможенного досмотра не был обвинен и не подозревался в совершении каких-либо уголовно наказуемых преступлений, что говорит о незаконности действий сочинских таможенников.

Журналист просит Европейский суд признать Россию нарушившей статьи 8 и 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Право на уважение частной и семейной жизни" и "Свобода выражения мнения"), а также присудить ему справедливую компенсацию.

Напомним, в начале октября, после задержания на границе политолога Владимира Гельмана, радиостанция "Эхо Москвы в Санкт-Петербурге" заподозрила, что российская погранслужба составила некий черный список граждан, которых при пересечении границы приказано подвергать многочасовому досмотру, задерживая без объяснения причин.

Гельман рассказал, что 3 октября был остановлен на КПП в Брусничном на российско-финской границе, где его продержали около двух часов. Вся процедура повторилась на обратном пути. Пограничница, которая не могла провести паспорт политолога через компьютер, сообщила, что его имя значится в списке лиц, которые подлежат "временному задержанию" на границе.