Будущим чиновникам Минюста придется пройти тест, чем-то похожий на ЕГЭ или экзамен в ГАИ. Не менее 30 заданий, по четыре варианта ответа на каждый вопрос. Время на обдумывание ограничено. Ошибка более чем в 20% вопросов автоматически лишает возможности занять вакансию. Возможно, вопросы для тестирования (не менее 250 заданий) будут публиковаться в интернете. Что именно войдет в билеты, комиссия выберет в день экзамена.
Человек, успешно сдавший тест, должен пройти собеседование с комиссией. Затем ему могут предложить дополнительные испытания: например, написать реферат или поучаствовать в дискуссии. Реферат пишется по вопросам, связанным с реализацией будущих полномочий. На написание отводится 25 минут, объем - не больше трех листов. Конкурсная комиссия оценивает, насколько претендент знает материал, глубоки ли его мысли, внятно ли он их излагает, грамотно ли пишет.
Групповые дискуссии проводятся в форме свободной беседы с кандидатами по теме, касающейся их будущей службы. Здесь оценивается правильность решений, активность, умение держаться на публике и внятно говорить. За каждое испытание кандидат в чиновники получает от 0 до 10 баллов. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
Конкурсы на чиновничьи должности проходят втемную
Новая методика касается только конкурсов, проводимых в министерстве юстиции, но она могла бы быть полезна и другим ведомствам. В большинстве своем чиновничьи конкурсы проходят в закрытом режиме: претендент сдает документы и дожидается ответа. Критерии отбора при этом обычно не озвучиваются.
Нередко важным профессиональным преимуществом оказывается родство с влиятельным человеком. Честные конкурсы обычно проводятся на должности, где приходится много работать и нет возможности получать большие деньги, отмечает "Российская газета". На такие должности родственники высокопоставленных лиц, как правило, не претендуют.
Новая методика сделает конкурсы Минюста более прозрачными и позволит несправедливо обойденным отстаивать свои права. Однако никакая методика не избавит подобные конкурсы от субъективности, полагает издание. С одной стороны, любой начальник заинтересован в хороших работниках. С другой стороны, желающие "порадеть родному человечку" из государственных ведомств никуда не денутся.