Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, находящийся с трехдневным визитом в России, в четверг встречается с Дмитрием Медведевым
Президент России
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, находящийся с трехдневным визитом в России, в четверг встретился в Кремле с Дмитрием Медведевым. Главы государств заявили о намерении развивать сотрудничество, но у двух стран много претензий друг к другу, отмечают журналисты. Один из главных вопросов - оплата за российскую военную базу в Таджикистане. Ранее сообщалось, что Душанбе требует за нее 300 млн долларов в год, но затем проблему вроде бы удалось урегулировать.

Президенты выразили удовлетворение итогами нынешних переговоров и решили "продолжать проведение на регулярной основе двусторонних встреч на высшем уровне", рассказывает ИТАР-ТАСС. "Нынешний этап развития взаимоотношений двух стран открывают широкую перспективу союзнического взаимодействия, интенсивного углубления связей во всех областях", - говорится в совместном заявлении по итогам переговоров. Президенты, в частности, велели подготовить проект программы экономического сотрудничества России и Таджикистана на 2010-2012 годы.

Вопрос об оплате пребывания 201-й российской военной базы на территории Таджикистана сейчас не обсуждается, заверил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Он опроверг информацию о том, что Душанбе требовал за базу более 300 млн долларов в год, передает "Интерфакс". Лишь после 2014 года база может быть переведена на платную основу, но и это пока нельзя утверждать наверняка, отметил он.

Минобороны РФ и МИД Таджикистана ранее заявили, что прорабатывают вопрос об оплате за размещение российских военных в республике. Ранее во время визита Дмитрия Медведева в Душанбе лидеры двух стран поручили министрам заняться конкретными вопросами военного сотрудничества. В таджикском МИД сообщили, что Медведев и Рахмон должны в четверг обсудить вопрос 201-й базы, "однако никто не собирается торговаться".

База в Таджикистане создана на основе 201-й мотострелковой дивизии, которая располагается в республике с 1946 года. Она входит в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, на базе служит 6 тыс. российских военных. Ранее СМИ утверждали, что таджикские власти хотят получать от России за базу по 307 млн долларов в год: 57 млн - за аренду недвижимости и еще 250 млн - за землю.

По данным газеты "Коммерсант", Душанбе за несколько дней до президентского визита пошел на уступки и отказался пересматривать условия пребывания российских военных в стране. Это произошло после поездки в Таджикистан российского министра обороны Анатолия Сердюкова, утверждает издание.

"Развязки найдены. Власти Таджикистана решили снять вопрос РВБ с повестки дня. Во всяком случае, нас заверили, что эта тема не будет педалироваться до 2014 года", - рассказал источник в Министерстве иностранных дел России.

Взаимные претензии России и Таджикистана: проблемы совместных проектов, долги и русский язык

Встреча президентов все же грозила быть непростой. Перед приездом Эмомали Рахмон раскритиковал Россию за неумелую реализацию проектов в Таджикистане. В частности, он назвал "неудовлетворительным" выполнение большинства двусторонних соглашений по строительству трех ГЭС в Таджикистане, которые обязалась возвести РФ, а также дал низкую оценку деятельности "Газпрома" по освоению таджикских месторождений.

У Москвы тоже немало претензий к Рахмону. Например, Таджикистан до сих пор не вернул долг за электроэнергию, вырабатываемую Сангтудинской ГЭС-1, который перевалил за 30 млн долларов. Кроме того, Душанбе не спешит оплатить свою долю в станции (25% плюс одна акция). Недовольны в Москве и ситуацией с проектом Рогунской ГЭС. Россия рассчитывает получить ее в свои руки, а Таджикистан не хочет отдавать ей контрольный пакет.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Москвы, стала открытая борьба администрации Рахмона с русским языком и российскими телеканалами. Летом в Таджикистане запретили использовать русский язык в официальной сфере, а еще раньше в стране прекратил вещание телеканал ВГТРК "РТР-Планета". Проблемы появились и у "Первого канала. Всемирной сети".

Дмитрий Медведев поднимет все эти проблемы на сегодняшних переговорах, заверили ранее в МИДе и Совбезе РФ. Эмомали Рахмон также изначально настроен на конфронтацию, отмечали наблюдатели. По словам экспертов, отношения Москвы с Душанбе практически заморожены. Рахмон пытается проводить многовекторную политику, как это делает казахский президент Назарбаев, но "что позволено казахам, не позволено таджикам", поясняет отношение российской стороны завотделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Москва воспринимает это как покушение на свою сферу влияния.

Накануне главы государств пообщались в неформальной обстановке в подмосковной резиденции Барвихе. Медведев сказал, что у Москвы и Душанбе "многочисленные и серьезные связи по всем составляющим нашей жизни". "Государственный визит - не только способ продвинуть двусторонние отношения, но и показатель статуса отношений России и Таджикистана", - отметил президент РФ. Рахмон поблагодарил за приглашение посетить Россию с первым государственным визитом и сказал, что в двусторонних отношениях "есть резервы, которые необходимо будет осуществить после наполнения уже существующих заделов".

В четверг после встречи со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым президент Таджикистана отметил, что "в последнее время удалось сбалансировать российско-таджикские отношения и сделать хороший задел на будущее". Он заявил, что в настоящее время идет процесс активного расширения двусторонних связей, реализуются успешные экономические проекты, пишет РИА "Новости".