Карелию ежегодно посещают более миллиона туристов. Основные объекты их паломничества - музей-заповедник "Кижи", расположенный на Онежском озере, Валаамский архипелаг и монастыри на Ладожском озере. Совокупный доход от туризма за 2003 год составил около 2,2 млрд рублей - довольно ощутимая часть дохода республики.
Но вполне возможно, что к туристическому бизнесу в ближайшее время добавится добыча урана. В Карелии выявлено 8 крупных месторождений и больше 200 рудопроявлений урана, пишет газета. Основная их часть находится в окрестностях Онежского и Ладожского озер, которые пользуются у туристов наибольшей популярностью, отмечает газета. Экологи утверждают, что даже изыскания способны нанести серьезный вред окружающей среде, а промышленная добыча и вовсе вызовет настоящую катастрофу.
Впервые о разработке урановых месторождений в Заонежье всерьез заговорили еще в середине 80-х годов. Добычу урана предполагалось совместить со строительством АЭС, которую собирались расположить в водоохранной зоне Онежского озера.
"Множество факторов говорили тогда не в пользу руководителей Центратомэнергостроя, которые занимались этим проектом, - сказала Валентина Евсеева, председатель комитета по природным ресурсам, охране природы и туризму Законодательного собрания Республики Карелии 1998-2002 годов созыва. - Нам удалось провести независимую экспертизу, в ходе которой разработчики не смогли доказать безопасность разработок для экологии района, в результате чего проект ненадолго приостановили, а потом снова возобновили".
Проект не предусматривает помощи местным жителям
С 1998 года разработкой урановых месторождений занимается питерская компания "Невскгеология", которая выиграла конкурс на геологоразведочные работы. Проблему неприкосновенности водоохранной зоны решили очень просто: правительство республики уменьшило ее в 2 раза, с 2 километров от берега до 1 километра. Ни этот проект, ни другие подобные никакой помощи местным жителям не предусматривают.
В Заонежье, в зоне разработок (примерно 1500 кв. км), проживает сейчас около 4,5 тысячи человек. Это несколько крупных деревень, но в основном заброшенные села, жителей в которых можно буквально по пальцам одной руки пересчитать.
По словам местных жителей, геологи до сих пор находят в окрестностях радиоактивные камни. "Этим летом ездили тут со студентом-геологом, так у него один камень аж 760 показал, сам видел", - говорит житель села Толвуя Сергей. Фамилию свою он, правда, почему-то называть не стал, отмечает "Версия".
"В течение нескольких первых лет разработок поднятую рудную массу складировали прямо на поверхности без всяких мер безопасности, - заявил научный сотрудник Карельского научного центра РАН Дмитрий Рыбаков. - Оттуда она, естественно, размывалась дождями. И лишь после вмешательства республиканского министерства экологии был сооружен специальный глиняный саркофаг, однако рудничные воды все равно сливались в соседнюю канаву".
Несколько лет назад Карельский научный центр провел исследования этих мест. Выяснилось, что содержание тяжелых токсичных металлов в той самой сливной канаве превышает норму в сотни раз. К примеру, урана там было 600 мг/литр (для сравнения: в чистых водных объектах этот показатель не превышает 0,07 мг/литр). Похожая ситуация и с другими металлами - ванадием, свинцом, радием, говорит ученый.
В рамках того же исследования был измерен и радиационный фон: во многих точках он превышал норму в 5-6 раз.
На фермах рождаются животные-мутанты
В середине 90-х, когда разработки были остановлены, на ферме совхоза "Прогресс", расположенной в 3 км от шахты, стали рождаться животные с патологиями: телята с двумя головами, без глаз, суставов на конечностях и буквально с дырками на животе.
Если верить статистике, которую вел ветеринарный врач Шилов, работавший в то время в совхозе, "в период с 1989 по 1995 год на ферме родились 17 телят с признаками гипотрофии (мутации) и 9 животных, страдающих лейкемией".
На Фоймогубской ферме, расположенной несколько дальше, таких "мутантов" было 15. По словам Маргариты Нам, главного ветеринара совхоза "Толвуйский", пик лейкемии среди животных пришелся как раз на середину 90-х, когда болезни было подвержено около половины стада.
Сейчас мутации и больные животные встречаются гораздо реже: в среднем 2 раза в год рождаются телята с патологиями.
Тревожная ситуация складывается и с раковыми заболеваниями у людей. По словам Татьяны Белеховой, главного врача больницы села Толвуя, как раз в середине 90-х в районе разработок стало появляться больше онкологических больных, а в последнее время эти цифры растут с бешеной скоростью.
В селе, где население составляет всего 1,5 тыс. человек, ежегодно из-за онкологических заболеваний умирают 5-6 человек, а в 2004 году от различных форм рака уже умерли 6 человек и еще 4 находятся под наблюдением, пишет "Версия".
"Надо учесть, что наши больные идут к врачу лишь на последней стадии заболевания, на общее же обследование денег попросту нет, - говорит Татьяна Белехова. - Хорошо, что детей удалось обследовать. Результаты, правда, не самые радужные: у половины отмечено увеличение щитовидной железы. Здоровых же детей у нас нет вообще. Никого из малышей, рожденных за последние годы, к первой группе здоровья отнести нельзя".
Добыча урана может привести к экологической катастрофе
"Сейчас в Карелии создана уникальная система: уран прикрыт пластами ископаемых, которые впитывают его вредное излучение (в Приладожье - базальтом и гранитом, а в Заонежье - шунгитом)", - говорит ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН Виктория Киликова. - Если же защиту нарушить, это может серьезно отразиться на экологии. К примеру, часть пляжей, расположенных в Вологодской области и под Санкт-Петербургом, покрыты уранованадиевой слюдой, которая попадает на них через воду. Если начать промышленные разработки урана в Карелии, то объемы вредных веществ будут значительно больше, что может обернуться серьезной экологической катастрофой не только для Онеги и Ладоги, но и для других областей".