В Санкт-Петербурге завершилась уникальная операция по реставрации скульптурной группы Аничкова моста. В ближайшие дни знаменитые "Конеборцы" Петра Клодта из мастерской вернутся на свои места в центре города.

Скульптурные группы с Аничкова увезли в мастерские в июне прошлого года. То, что они срочно нуждаются в реставрации, было видно невооруженным глазом. Поверхность покрывали зеленые пятна. Кое-где виднелись трещины. За полтора века специалисты лишь однажды предприняли попытку "вылечить" коней от бронзовой болезни √ в начале 70-х. Но защитная пленка, которую тогда нанесли на поверхность, продержалась недолго.

Сейчас в мастерской скульптуры прошли тщательное обследование. Как рассказывают реставраторы, они обнаружили четыре характерных вида трещин. Причем самые крупные угрожали целостности фигур. Через несколько лет даже мог отвалиться хвост у одной бронзовой лошади. Работа в мастерской велась кропотливо. Осторожно, с помощью четырех домкратов, скульптурную группу опускают вниз. За час в среднем удается пройти сантиметров 30. Несколько минут работы, потом перерыв. Рабочие проверяют, нет ли перекосов. Слишком велика ответственность, ведь реставрация знаменитых коней Клодта длилась 11 месяцев.

Сегодня опасность позади. Большие трещины заварены. В микроизъяны введен герметик. Основания усилены специальными рамами. Они позволят снизить нагрузки и легко регулировать положение скульптур на мосту. По словам специалистов, "все, что можно было сделать, уже сделано, потому что постарались, ну, как говорится, делали как для себя. На самом деле делали для себя и для всех наших земляков".

Реставраторы рассказывают, что самым трудным в работе оказалась разработка защитного покрытия, ведь его состав создавался впервые. В основе √ медный порошок. Толщина напыления - сто микрон, что примерно соответствует толщине человеческого волоса, поэтому оно и незаметно. Как надеются реставраторы, через некоторое время на поверхности образуется благородная патина. Она надолго защитит бронзовые композиции от воздействия агрессивной среды. А сегодня скульптуры выглядят так, словно только что вышли из мастерской Петра Клодта.