В фильме, в частности, говорится о том, что пережившие блокаду люди передали своим детям особые гены, подвергшиеся мутации из-за многочисленных лишений. Среди унаследовавших эти гены в картине упоминается и президент России Владимир Путин.
Ранее кандидат биологических наук, исследователь генома блокадников, научный сотрудник Санкт-Петербургского университета, руководитель медико-генетического центра "Жизнь" Олег Глотов вместе с коллегами пришел к мысли, что изучение жителей блокадного Ленинграда поможет раскрыть некоторые механизмы и ответить на вопросы, что позволяет людям выживать в тяжелых условиях и какие в этом задействованы механизмы.
Глотов в разговоре с журналистами подтверждал, что центр "Жизнь" проводил исследование генов блокадников, которое упоминается в фильме "Блокадная кровь". "Я проводил исследование. К нам приходили блокадники, также сдавали кровь в больницах", - рассказал Глотов. Всего ученые исследовали около 200-250 человек. Основные результаты были опубликованы в 2011 - 2012 годах, сообщил он.
Однако не все ученые разделяют позицию Глотова. Так, например, химик, генетик и биостатистик Никита Хромов-Борисов настаивает на том, что блокадники генотипически ничем не отличаются от жителей Северо-Западного региона России из сходной возрастной контрольной группы.
"Я убежден, что заведомо можно ожидать, что у людей, переживших блокаду Ленинграда, и у погибших в блокаду нет и не может быть сколько-нибудь существенных различий в их генотипах или, что примерно то же самое, у блокадников нет некой "генетической общности", отличающей их от погибших и вообще от других россиян", - приводит его слова радио "Свобода".
"Попытаюсь провести аналогию. Блокаду я бы сравнил с атомной бомбардировкой японских городов. И блокада, и атомная бомбардировка - это столь масштабное губительное воздействие, что заведомо никакие гипотетические различия в генотипах погибших и выживших не будут играть никакой роли. А в блокаду погибло как минимум в три раза больше жителей, чем в Японии", - продолжил Хромов-Борисов.
Ученый подчеркнул, что вывод фильма о том, что Путин, а также лидер "Справедливой России" Сергей Миронов и директор СВР Сергей Нарышкин и другие деятели имеют "единую манеру поведения", не просто не является научно обоснованным, но лежит за пределами науки. "Лично я вижу больше различий, чем сходств в "манере поведения" Путина, Миронова и Нарышкина", - отметил он.
Генетик и главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН Светлана Боринская, комментируя предположения авторов фильма о "поведенческой общности" потомков блокадников, включая ряд государственных деятелей РФ, заявила, что для этого нет научных оснований.
"Нет никаких исследований манеры поведения этих деятелей. Оппозиция тоже говорит о единой манере, но прямо противоположной - грести все под себя", - сказала Боринская в ходе разговора с журналистами.
Об исследовании в 2015 году писал журнал Science. В статье говорилось, что российские ученые, среди которых был и Олег Глотов, впервые заинтересовались генетическим материалом людей, переживших блокаду Ленинграда. Из интервью Глотова "Огоньку" выяснилось, что блокадники якобы обладали одними и теми же мутациями, которые отвечают за особый обмен веществ. Именно это позволило людям выжить, несмотря на всевозможные лишения.
Ученые собрали образцы у блокадников. Были исследованы две группы генов. К первой относятся те, которые отвечают за метаболизм углеводов и липидов. Они могут, например, переключать метаболизм с потребления углеводов на потребление жиров и обратно. Вторая группа - гены, которые находятся в митохондриях (энергетических станциях клеток) и могут замедлять или ускорять расход энергии.
Как было установлено, мутации происходили в первую блокадную зиму 1941 - 1942 годов. Те люди, у которых произошли изменения на генетическом уровне, смогли в итоге выжить. Ученые подчеркивали, что генетика была, разумеется, не единственным фактором, влияющим на выживание.
Впервые фильм Элеоноры Лукьяновой показали 15 декабря 2017 года в конференц-зале Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.