Председатель СКП Александр Бастрыкин отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о зверском избиении сотрудниками ОВД "Сокольники" восьми молодых людей в апреле 2008 года
bastrykin.ru
Председатель СКП Александр Бастрыкин отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о зверском избиении сотрудниками ОВД "Сокольники" восьми молодых людей в апреле 2008 года. При этом поручил не только возобновить расследование скандальной истории, но и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в "неоднократном принятии необоснованных процессуальных решений", пишет "Время новостей".

Как отмечает издание, о решении Бастрыкина стало известно в ходе заседания в Преображенском райсуде Москвы, где рассматривается уголовное дело против Всеволода Остапова. Он был одним из тех восьми избитых два года назад, но после того как дело в отношении милиционеров закрыли, его самого обвинили в применении против них насилия.

- Суд заслушал свидетелей защиты
- Показания пострадавшего: дежурный сообщил, что сейчас "будут убивать", и включил "Маму-анархию"

Напомним, что вечером 4 апреля 2008 года у станции метро "Сокольники" два милиционера одноименного ОВД подошли к 18-летнему Всеволоду Остапову и попытались его задержать за то, что тот пил пиво. Молодой человек стоял с открытой бутылкой, но не сделал из нее ни одного глотка, поэтому не считал себя виновным и начал спорить. За него заступились знакомые Кирилл Карязин и Иван Павлов. Тогда стражи порядка вызвали подкрепление - молодых людей утихомирили электрошоком, заковали в наручники и привезли в ОВД. Возмущенные друзья и знакомые ребят направились туда же выяснять, что произошло, и тогда были задержаны еще несколько человек, в том числе Семен Овчаренко, Олег Колесников и Борис Рощупкин (все трое были несовершеннолетними).

То, что произошло с ребятами потом, следствию официально выяснить до конца не удалось. По словам же молодых людей, их чуть ли не всем отделением долго и жестоко избивали, пытали электорошоком, и милиционеры якобы не скрывали своих антисемитских взглядов.

Инцидент в ОВД "Сокольники" вызвал широкий резонанс, на Славянской площади в Москве прошел митинг под лозунгом "Долой ментовский беспредел!". Результатом стала еще одна потасовка с милицией. Управление собственной безопасности (УСБ) ГУВД после обращения родителей молодых людей провело служебную проверку в ОВД "Сокольники", но нарушений не обнаружило, а общественности сообщили, что их коллеги действовали правомерно - пытались предотвратить массовую драку.

Лишь 27 июня 2008 года по заявлению лидера движения "За права человека" Льва Пономарева адвокату Евгению Черноусову удалось добиться возбуждения уголовного дела в отделе СКП по Преображенскому району. Однако расследовалось оно вяло - пострадавшие так и не были признаны потерпевшими, неустановленные сотрудники милиции так и остались неустановленными, никаких опознаний и очных ставок не проводилось. Более того, в августе прошлого года уголовное дело об избиении было закрыто за "отсутствием состава преступления".

Узнав об этом, потерпевшие подали жалобу в столичное управление СКП. Расследование возобновили, но затем снова закрыли. Попутно тот же Преображенский отдел СКП возбудил дело уже против Севы Остапова, который, по версии следствия, "сопровождая свои действия нецензурной бранью, брызнул в лицо из газового баллончика и ударил ногой в пах милиционера ППСМ ОВД "Сокольники" Владимира Тарасова". Рассмотрение этого дела началось в Преображенском суде в декабре.

В итоге Пономарев через уполномоченного по правам человека Владимира Лукина в конце ноября прошлого года обратился с просьбой разобраться в ситуации напрямую к главе СКП. Ответ за личной подписью Александра Бастрыкина пришел 22 декабря. В письме, адресованном Лукину, сообщается: "После изучения материалов следствия в центральном аппарате СКП установлено, что принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела №356756 является преждевременным, в связи с чем отменено. Дело возвращено для организации дополнительного расследования, даны конкретные указания, направленные на полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств происшедшего. В связи с выявленной волокитой и неоднократным принятием необоснованных процессуальных решений руководителю следственного управления по Москве поручено принять меры дисциплинарного характера к виновным должностным лицам. За ходом и результатами расследования уголовного дела установлен контроль".

Ознакомиться с этим письмом вчера выразила желание и судья по делу Остапова Ирина Вырышева, которая сделала для себя его копию.

Суд заслушал первые показания свидетелей защиты

После этого суд приступил к допросу свидетелей защиты, и первым давал показания Лев Пономарев. В своих показаниях Пономарев особо отметил, что избиение ребят происходило публично. Правозащитник рассказал суду о том, что после того как молодые люди пришли и написали заявления, он обратился к Лукину, организовал общественные слушания, куда было приглашено и руководство ГУВД.

"После слушаний кто-то из руководства Москвы подошел ко мне и сказал, что мы "зря стараемся", - сказал правозащитник.

Правозащитник заявил, что, по его мнению, у милиции вообще не было никаких оснований задерживать молодых людей, и посетовал, что долгое время по факту случившегося следствие не велось. По мнению Пономарева, второе дело - против Остапова - было возбужденно искусственно, чтобы скрыть факт избиения. "Многих могли уволить и даже посадить, поэтому и сфабриковали это дело", - сказал он, добавив, что в данном случае, по его мнению, имел место сговор между следователем и сотрудниками милиции.

Затем были допрошены сами пострадавшие, свидетельства которых в отличие от милиционеров, дававших ранее противоречивые показания, были ясны и не отличались друг от друга. Все они сообщили, что милиционеры, не представившись и не показав свои удостоверения, сначала попытались забрать Всеволода Остапова. Все они также отметили, что Всеволод не оказывал милиции никакого сопротивления, никого не бил и не брызгал из баллончика.

По словам Черноусова, уже 26 января на процессе пройдут прения сторон, и к концу следующей недели стоит ждать вынесения приговора.