У обоих источников издания изменены имена. Известно, что с большинства сотрудников больницы, где лечат пострадавших, взяли подписку о неразглашении гостайны, а все относящиеся к этим пациентам документы изъяты. Сотрудница спасательной службы имени Игоря Поливаного, названная в статье Ариной Сергеевой, отметила, что по нормативу устранением последствий аварии на военном объекте должны полностью заниматься военные. На полигоне должны были быть развернуты как минимум три пункта дезактивации, перед отправкой в больницу пострадавших нужно несколько раз помыть.
В день аварии на полигоне Сергеева не работала и знает о событиях от коллег. За пострадавшими отправили сотрудников санитарной авиации на гражданских вертолетах, не предупредив о радиационном заражении. По словам женщины, они "летели в очаг изотопного излучения и везли оттуда пострадавших без респиратора и спецодежды". Вместо МЧС на место вызвали сотрудников архангельской спасательной службы имени Поливаного.
При этом передвижную радиационно-химическую лабораторию, на которой было все необходимое для дезактивации радиоактивности, по распоряжению руководства отправили замерять уровень радиации в Северодвинск, хотя это могли сделать местные заводы "Звездочка" и "Севмаш". В результате бригаде, которая встречала пострадавших, пришлось вымыть их обычной водой. Врачи скорой, приехавшие забирать раненых, тоже были без спецзащиты.
"Дозиметристы в страхе выбежали"
Врач Архангельской областной больницы "Павел Ковалев" рассказал, что врачи напрямую спрашивали, есть ли среди пострадавших облученные. Сопровождающие заявили, что все пациенты дезактивированы и не опасны. Уже после начала операции дозиметристы пришли измерять уровень бета-излучения и, по словам Ковалева, "в страхе выбежали из операционной". "Врачи их поймали в коридоре, и те сознались, что там зашкаливает бета-излучение", - рассказал медик.
В больнице имени Семашко, куда отвезли еще троих пострадавших, врачам тоже заявили, что заражения нет, но они сами дезактивировали пациентов и обезопасили себя костюмами и респираторами. В архангельской больнице только на следующий день, когда она уже была "загажена цезием-137", военные начали проводить дезактивацию в операционных и приемном покое, "выкосили всю траву вокруг" и увезли все радиоактивные предметы, которые не могли обеззаразить, в том числе ванну, где врачи мыли пострадавших.
Приемный покой в больнице закрыли с опозданием. "Все время до этого в больнице буквально в шаге от наших пострадавших ходили подростки, беременные женщины, люди, которые хотели получить в больнице помощь", - отметил Ковалев.
Минздрав пообещал врачам компенсацию в 500 рублей
12 августа в больницу приехали сотрудники Минздрава. В ответ на вопросы обеспокоенных врачей замминистра пообещала, что врачам выплатят компенсацию за сверхурочные - то есть 500 рублей за пять часов работы с облученными. При этом сам факт облучения представители Минздрава не отрицали.
"Они нам врали, что до 17:30 никто в области не знал, что идет радиоактивное заражение. Да неужели! Все датчики сработали, мэрия в тот же день выпустила на сайте сообщение о том, что пошла радиация. Правда, в тот же день удалила его. Минздрав думал, что у нас нет информации, но постфактум-то мы уже залезли все в интернет, узнали об аварии и о том, кого и откуда к нам привезли", - рассказал Ковалев. Приехавшие в больницу военные медики войти в палату к пострадавшим отказались, заявив, что "у них дети".
Врачу с цезием заявили, что он заразился в Таиланде от "фукусимских крабов"
По словам врача, после инцидента 21 сотрудник больницы из 57 успел пройти обследование в московском федеральном медицинском биофизическом центре имени А.И. Бурназяна. Но как только у одного медика обнаружили в организме радиоактивный цезий-137, рейсы в Москву прекратились, и докторов начали обследовать на месте якобы с участием специалистов центра Бурназяна. Однако, по словам Ковалева, объем обследований уже был гораздо меньше.
У врача с цезием спросили, куда он ездил в отпуск в последние годы, и, узнав, что он "когда-то" бывал в Таиланде, заявили, что там он, должно быть, "наелся фукусимских крабов". Между тем наличие в организме цезия-137 грозит онкозаболеванием и генными мутациями. Тем, кто контактировал с зараженными, теперь нужно проверяться постоянно.
По словам Ковалева, "реальное количество облученных гораздо больше шести человек", из которых пятеро погибли. Некоторые врачи в первые дни после инцидента заявили об увольнении, часть уехали в отпуск. По мнению собеседника "Медузы", контактировавшие с ранеными начнут болеть "через год-три", но доказать ничего не смогут. Врачи даже не получили результатов своих обследований. Напомним, ранее в Минздраве заявили, что ни у одного из обследованных докторов не обнаружили "превышения допустимых уровней радиоактивности".