Бывший генпрокурор Юрий Скуратов назвал имена влиятельных персон, которые могли иметь отношение к деятельности на рынке ГКО в 1998 году
Архив НТВ.ru
Бывший генпрокурор Юрий Скуратов назвал имена влиятельных персон, которые могли иметь отношение к деятельности на рынке ГКО в 1998 году.

"Эти имена из базы данных Московской межбанковской валютной биржи, хотя кое-где вместо фамилии указывались номера серий паспорта или искажались фамилии", - заявил Скуратов в интервью еженедельнику "Аргументы и Факты". По словам бывшего генерального прокурора, "мы выявили вице-премьеров Чубайса и Серова, министра иностранных дел Козырева, Вавилова - первого зам. министра финансов, и еще пять замов министра финансов. Все они играли на рынке ГКО. Заместитель председателя ЦБ Алексашенко, дочери президента Ельцина Татьяна Дьяченко, Елена Окулова. Там были и представители Министерства обороны".

По словам Скуратова, кризис был вызван как объективными причинами, связанными с неработающей экономикой, так и крупными просчетами правительства в финансовой политике. Он считает, что порой эти просчеты граничили с уголовными преступлениями.

"Почему были допущены просчеты при выпуске государственных казначейских облигаций (ГКО)? Еще в декабре 1997 года было известно, что доходы, получаемые от размещения новых ГКО, уже были меньше расходов, которые шли на обслуживание платежей. Уже было ясно, что образовалась пирамида, которая рано или поздно рухнет", - говорит Скуратов. Однако Центробанк, один из самых крупных портфельных держателей ГКО, уже зная, какая сложилась ситуация, выбрасывает крупные партии ГКО на рынок и усугубляет кризисную ситуацию. "Почему это делалось? Потому что многие из тех чиновников, которые отвечали за финансовую политику, сами лично играли на рынке ГКО", - считает Скуратов.

Расшифровка базы данных, в которой приводились фамилии госчиновников, участвовавших в афере с ГКО, началась при Скуратове, а закончиться должна была уже без него. "Как только меня отстранили, и. о. генпрокурора Чайка потерял к делу интерес... Нет, интерес у него, может быть, и был. Но он понимал, что это настолько взрывоопасный материал, что его тоже может захлестнуть эта волна. И он ушел от этой темы, по сути тихо ее закрыл", - говорит бывший генпрокурор.

Правда, список участников все же остался. Он состоит приблизительно из 45 тыс. фамилий. "Там были криминальные авторитеты, олигархи. Вообще было подозрение, и я убежден, что работала гигантская "стиральная машина", где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация "грязных" денег. Всегда можно было сказать: "Я их выиграл на рынке ГКО", - рассказывает Скуратов.