Сразу после окончания проверки Иванов подверг резкой критике состояние воинской дисциплины и боевой подготовки в ВДВ. Говоря о роли Воздушно-десантных войск для решения задач обороны, он отметил, что все они состоят из частей постоянной боевой готовности и остаются главным резервом Верховного главнокомандующего. В связи с этим он подчеркнул, что "появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВДВ вольются в Сухопутные войска - это чушь". Не подтвердил он и информацию о том, что командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак в ближайшее время якобы будет уволен.
Между тем "ГаЗеТе" удалось узнать подробности проверки, вызвавшей резкую критику со стороны руководства Генштаба и Минобороны. Общая оценка боеготовности, которую получили десантники, √ "удовлетворительно". Но как пояснил высокопоставленный источник в Генштабе, для элитных войск "удовлетворительно" - это слишком слабо, тем более что в лучшую сторону по всем показателям нельзя было отметить ни одно соединение.
Самое большое недоумение и удивление комиссии вызвало то, что десантники, всегда отличавшиеся отличной физической подготовкой, реально показали почти полное ее отсутствие. Причем слабо подготовлены оказались не только срочники, но и офицеры - выпускники элитного Рязанского института ВДВ.
Одним из плюсов десантникам зачли то, что они хоть и редко, но все-таки хорошо прыгают. Но при этом комиссия вывила слабую тактическую и огневую подготовку и слаженность в действиях мелких подразделений и одиночных военнослужащих.
Неприятным фактом стало и то, что полковые тактические группы, которые в ближайшее время отправляются в Чечню, боеприпасов во время подготовки к этой командировке израсходовали всего на 5-10% от запланированного. Похожая ситуация и с горючим. И это при том, что в этом году средства на боевую подготовку всех подразделений до роты включительно были выделены в полном объеме.
Во многих подразделениях в теоретическом курсе боевой подготовки был нарушен основной принцип обучения: "от простого к сложному". То есть, например, сначала изучалось "рота в наступлении", а через несколько занятий после: "отделение в обороне". (Обучение идет всегда от отделения к взводу, роте и так далее по возрастающей, но не наоборот). На один и тот же день в некоторых частях было спланировано несколько мероприятий, которые провести одновременно даже теоретически невозможно.
Что обескуражило и даже развеселило проверяющих, в планы боевой подготовки отдельных командиров были внесены такие мероприятия, как сборы с провизорами, портными, парикмахерами и военнослужащими, назначенными для ухода за животными. Судя по этим планам, могло сложиться впечатление, что для некоторых командиров эти "мероприятия" составляют основу подготовки ВДВ.
Многие автодромы и танкодромы ВДВ из-за своего разбитого состояния не позволяют проводить нормальную учебу десантников-водителей. Часть полигонов ВДВ также находится в весьма плачевном состоянии. Командиры, в чьем ведении находятся полигоны, ссылаются на отсутствие средств на ремонт, но при этом за несколько последних лет от десантников не было получено ни одной заявки на выделение денег по этой статье.
Что касается проверки штаба ВДВ, то он, по мнению комиссии, ослабил контроль за планированием боевого применения подчиненных подразделений. Из конкретных погрешностей: до сих пор в боевых документах спланированы миротворческие задачи, еще осенью переданные сухопутным войскам, кроме того, в этих же документах и на картах отражены устаревшие данные.
Но, пожалуй, главный вывод, который может как-то отразиться на судьбе отдельных высокопоставленных десантников, √ это то, что командование войск в существующей структуре по ряду объективных и субъективных причин в полном объеме не способно к самостоятельному руководству группировкой войск, которая бы состояла не только из десантников. И это несмотря на то, что задача подготовки к таким действиям была поставлена командованию ВДВ еще в 1999 году.
По словам высокопоставленного источника в Генштабе, цель "этой проверки ни в коем случае не развалить ВДВ или передать их Сухопутным войскам, √ этого, скорее всего, никогда не произойдет. Главное - перенацелить десантников на выполнение тех задач, которые сейчас стоят перед Вооруженными силами в связи с изменением характера как внутренних, так и внешних угроз. Последние же десять лет ВДВ были фактически предоставлены сами себе и сами себя проверяли, и за внешней вывеской накопилось столько проблем, что дальнейшее их накопление могло привести к серьезнейшим проблемам".