Тема восстановления двустороннего экономического сотрудничества России и Ирака была ведущей в ходе визита Хошияра Зибари в Москву на этой неделе. Начало ее обсуждению было положено вчера утром на переговорах Зибари с его российским коллегой Сергеем Лавровым. "Наша главная цель - подписание меморандума с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве", - отметил глава МИД Ирака. При этом Хошияр Зибари выразил надежду, что "в будущем удастся организовать визит иракских профильных министров в Россию". "Мы нуждаемся в помощи и поддержке всех влиятельных государств, в том числе России", - подчеркнул Зибари.
Как сообщил по итогам встречи иракский министр, в ходе переговоров в Москве Ирак и Россия договорились о проведении до конца года встречи на уровне министров, который ориентировочно состоится в декабре. Глава МИД Ирака отметил, что в ходе этой встречи Багдад рассчитывает определить рамки дальнейшего взаимодействия двух стран, отмечает "Коммерсант".
"Это сотрудничество планируется осуществлять в следующих сферах: энергетика, электроэнергетика, восстановление инфраструктуры в стране и сотрудничество в военной сфере вооружений", - подчеркнул Зибари. Он сообщил, что до министерской встречи в Москве в октябре соберется заседание экспертов двух стран.
"Целью этого совещания будет подготовка рамочного соглашения о сотрудничестве в таких областях, как экономика, политика и военная область", - сказал иракский министр.
Между тем до недавнего времени восстановлению двустороннего сотрудничества мешала, по мнению Москвы, неконструктивная позиция Багдада. В России исходили из того, что контракты, полученные российскими компаниями во времена режима Саддама Хусейна, свергнутого в 2003 году, не требуют пересмотра. Однако новые иракские власти настаивали, что сделки были оформлены с нарушениями - в частности, контракты на разработку нефтяных месторождений отдавались российским компаниям без всяких тендеров.
Москва просила учесть хотя бы ее готовность списать большую часть иракского долга, который составляет $10 млрд. Но Багдад это не устраивало. "Русские хотят получить доступ к нефтяному месторождению Румейла в обмен на ликвидацию долга, - заявил в мае министр финансов Ирака Баян Джабр. - Но это не пройдет". Такие заявления ни у кого в сущности удивления не вызывали, поскольку Россия как член Парижского клуба взяла на себя обязательство простить Багдаду 80% задолженности и отступить от своего слова уже не могла. Хотя и выполнять условия соглашения по списанию долга явно не спешила.
Однако в конце концов в Багдаде пришли к выводу, что сотрудничество с Россией может быть обоюдовыгодно. В частности, потому, что значительная часть иракских промышленных объектов, нуждающихся сегодня в модернизации или восстановлении, была построена при участии еще советских специалистов. Зибари подчеркнул, что Багдад готов допустить российские компании к восстановлению и реконструкции Ирака. "Иракский рынок открыт для конкурентного участия любых компаний, - заверил он. - У нас нет каких-либо предпочтений, есть заинтересованность в определенных сферах".
Что касается нефтяного сектора, то Хошияр Зибари заявил вчера о намерении "встретиться с президентом "Лукойла" и обсудить вопросы реанимации контракта "Западная Курна-2". Напомним, что речь идет о крупнейшем нефтеместорождении в Ираке, запасы которого оцениваются по меньшей мере в 3 млрд тонн. Российский "Лукойл" еще в 1997 году получил право на разработку, однако сейчас судьба контракта не ясна.