Этот текст соответствует июльской версии официального доклада, подтвердил в эфире "Эха Москвы" глава комиссии, сенатор Александр Торшин. Впрочем, по его словам, эта версия - не окончательная, была еще и августовская. Работа над докладом, по словам Александра Торшина, продлена по меньшей мере до начала следующего года.
Парламентской комиссии предстоит опросить еще, как минимум, сто свидетелей. Торшин заметил, что одни и те же свидетели, а также потерпевшие, часто меняют свои показания, и в этом главная проблема. Кроме того, по словам Торшина, прокуратуре предстоит провести математическое моделирование ситуации, которое связано с первым взрывом в Бесланской школе - это самый важный момент трагедии.
- Доклад независимого эксперта по Беслану
- Штурмовавшие школу применяли огнеметы, когда там были живые
Расследованием установлено, что в августе 2004 года для совершения теракта Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и Абу-Дзейт сформировали вооруженную группу в количестве более 30 человек. Кроме того, Абу-Дзейтом на случай неудачной акции в республике была подготовлена резервная группа численностью 11 человек под руководством А.Хатуева, которая должна была захватить среднюю школу в станице Нестеровской Сунженского района Республики Ингушетия. Непосредственное руководство основной террористической группой было возложено на Руслана Хучбарова по прозвищу Расул (его также называли "полковник" – Прим. ред.).
С 25 по 31 августа 2004 году в лесном массиве вблизи села Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия Хучбаров собрал участников теракта. По имеющимся у Парламентской комиссии сведениям, в группу входили 34 человека, двое из которых остались в лагере для связи. Группа была вооружена самодельными взрывными устройствами осколочного поражения, противопехотными выпрыгивающими минами кругового поражения, гранатометами, ручными гранатами и стрелковым оружием, в том числе оснащенным подствольными гранатометами.
31 августа 2004 года с наступлением темноты террористы на автомобиле ГАЗ-66 (государственный регистрационный номер А81-30СЕ) направились в сторону села Инарки Малгобекского района Республики Ингушетия. Проехав его, группа остановилась на ночлег в лесном массиве. По мнению Парламентской комиссии, разведка всего маршрута движения была произведена боевиками заранее.
Парламентская комиссия установила, что боевики начали движение в сторону города Беслана 1 сентября около 7 часов утра. В районе перекрестка проселочной дороги из села Инарки и автодороги Моздок - Хурикау отряд боевиков захватил участкового уполномоченного милиции Моздокского РУВД Республики Северная Осетия - Алания майора милиции С.Т. Гуражева.
"Главарь банды Хучбаров и еще три боевика пересели в автомобиль С.Т. Гуражева ВАЗ-2107 (регистрационный номер Т505АХ 07 RUS), и колонна продолжила движение к Беслану", - отмечается в Докладе.
"9 часов 05 минут - 9 часов 15 минут. Автомашины с боевиками въехали во двор средней школы №1 г. Беслана. Стреляя из автоматического оружия, террористы окружили людей, собравшихся на торжественную линейку во дворе школы, и, подгоняя их прикладами автоматов, оттеснили к стенам спортзала и окнам коридора, выходящим в школьный двор, принуждая забегать в школу. Для запугивания людей главарь банды Р.Хучбаров хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана - Р.Х.Гаппоева и Ф.А.Фраева.
Блокировав школьный двор, боевики под угрозой применения оружия стали принуждать всех находившихся на линейке во дворе и помещениях первого и второго этажей школы людей забежать в спортзал. По словам С.Т.Гуражева, воспользовавшись паникой и тем, что террористы оставили его без охраны, он выскочил из машины, выбрался с территории школы, добежал до Правобережного РОВД и сообщил о захвате школы.
Дежурному по Правобережному РОВД поступила информация о захвате вооруженной группой в количестве примерно 25 человек около 350 заложников. Начальник Правобережного РОВД полковник милиции М.С.Айдаров доложил о происшедшем министру внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания генерал-лейтенанту внутренней службы К.Б.Дзантиеву и дал указание о сборе по тревоге личного состава. После получения оружия личный состав Правобережного РОВД, находившийся на дежурстве, выдвинулся к месту захвата заложников и занял позиции вокруг школы…"
Тем временем завуч школы Ольга Щербинина в 9:20 дала три звонка и вышла на улицу. Линейка построилась, директор школы Лидия Александровна Цалиева поздравила учеников с началом нового учебного года. В тот момент, когда заиграла музыка, в небо взметнулась сигнальная ракета. Сразу же зазвучали автоматные очереди.
"К 9 часам 25 минутам террористам удалось принудить находившихся на школьной линейке людей вбежать в школу. Большая их часть была собрана в спортзале. С первых минут захвата террористами была создана атмосфера ужаса и паники среди заложников. Людей заставили поднять руки и держать их над головой, они сидели вплотную друг к другу, некоторые теряли сознание. Для нагнетания еще большего страха среди заложников один из террористов выстрелом в голову убил жителя Беслана Р.Р.Бетрозова. Его тело было протащено за ноги через весь спортзал. Через некоторое время в спортзале был убит еще один заложник - Э.Д.Худалов.
Вскоре в спортзал втолкнули людей, которые в начале захвата школы спрятались в котельной. Некоторым из них удалось выбежать через пролом в стене, сделанный оператором котельной И.Карловым (впоследствии он погиб).
Под угрозой смерти террористы потребовали отдать им мобильные телефоны и видеокамеры. Затем они начали разбивать стекла, баррикадировать окна спортзала и входные двери, выставляя детей живым щитом в оконных проемах. Используя заложников, террористы заминировали весь спортзал самодельными взрывными устройствами, которые они привезли с собой. Взрывные устройства подвешивались на натянутой стальной проволоке, к которой были прикреплены провода электровзрывной цепи. Проволока крепилась к баскетбольным корзинам, шведским стенкам, в углах спортивного зала и проходила посередине и вдоль стен зала. В спортивном зале размещалось не менее 15 самодельных взрывных устройств, которые были подключены к одной электровзрывной цепи. Минирование продолжалось 1,5-2 часа и снималось на видеокамеру".
Около 11 утра боевики передали через находившуюся в заложниках Мамитову записку, в которой потребовали для переговоров с ними президента республики Северная Осетия Алания А.С.Дзасохова, Президента Республики Ингушетия Мурата Зязикова и детского врача Леонида Рошаля.
"При этом террористы угрожали, что если по школе будет открыт огонь или начат штурм, то за каждого убитого боевика расстреляют 50 заложников, за каждого раненого боевика - 20 заложников, за 5 убитых боевиков взорвут школу, а в случае отключения электроэнергии и водоснабжения расстреляют 10 заложников. Кроме того, в записке террористы сообщили номер телефона, по которому будут выходить на связь: 8-928-728-33-74. Но две последние цифры телефонного номера оказались неверными, из-за чего с ними не удавалось связаться…".
Около 16:00 в здании школы были услышаны взрыв и выстрелы из стрелкового оружия.
"По свидетельствам опрошенных членами Парламентской комиссии лиц, в ходе разговора Хучбарова и женщин-смертниц одна из них бросила пистолет на пол и сказала: "Я против детей не пойду!" После того как Хучбаров застрелил их, прогремел взрыв, в результате которого пять или шесть мужчин-заложников ранены", - отмечается в Докладе.
Спустя некоторое время из школы выбежала заложница Мамитова и передала записку с новым номером телефона: 8-928-728-33-47.
В.Г.Зангионов по указанию В.А.Андреева немедленно вступил в контакт с человеком, назвавшим себя "шахидом", который заявил, что в связи с тем, что с ним не вышли на связь по ранее переданному номеру телефона, он расстрелял 10 человек и взорвал в одном из классов школы 20 заложников. Далее "шахид" сообщил, что будет разговаривать только одновременно с президентами Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, а также с детским врачом Л.М.Рошалем. Террорист также предупредил, что спортивный зал, в котором содержатся заложники, заминирован и в случае штурма будет взорван.
По предложению Президента Республики Северная Осетия - Алания А.С.Дзасохова прорабатывался вопрос об освобождении 26 жителей Республики Ингушетия, арестованных по подозрению в совершении преступлений в июне 2004 года в Назрани и содержащихся в СИЗО Владикавказа, обеспечении живого коридора безопасности для боевиков в случае освобождения ими детей и других заложников. Эти предложения впоследствии были категорически отвергнуты террористами".
Согласно докладу, родственники заложников и жители Беслана потребовали от республиканских властей и руководителей операции по освобождению заложников не допустить штурма здания школы, выражая готовность воспрепятствовать любым силовым акциям. Согласно расследованию парламентской комиссии, так оно и было.
Однако в докладе Юрия Савельева "Беслан: правда заложников" говорится, что когда потерпевшие сдали прокуратуре найденные тубусы использованных огнеметов и гильзы от снарядов, отстрелянных танками, прокуратура была вынуждена признать очевидный факт. Но затем последовали отговорки: да, стреляли, но когда в школе не осталось живых заложников. Стоит отметить, что оправдываться стали не военные, применившие танки, не ФСБ РФ, чьи спецназовцы стреляли из РПО, РПГ и РШГ, а именно следователи Генпрокуратуры. Если сравнить оба доклада, то можно найти и другие несоответствия. Это, в частности, и число боевиков: по данным парламентской комиссии их было около 30, однако Савельев считает, что их было около 70.
Между тем, как отмечается на сайте, этот документ подписали все члены комиссии, кроме депутатов Юрия Савельева и Юрия Иванова. После 29 июня проект доклада не изменялся, и именно эту версию планировалось огласить 22 сентября этого года. Однако оглашение было отложено.
Официальную причину очередного переноса оглашения официального доклада назвал глава Совета федерации Сергей Миронов. В минувшую пятницу спикер СФ заявил, что доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств и причин теракта в Беслане не будет обнародован в сентябре.
"Боюсь, что с обнародованием доклада придется подождать, поскольку член Госдумы Юрий Савельев, входящий также в состав парламентской комиссии, обнародовал свои некие итоги расследования событий 1-3 сентября в Беслане", - отметил Миронов. По его мнению, в докладе депутата "есть нестыковки и ошибочные факты".
Тем не менее, Миронов согласен с главой парламентской комиссии, вице-спикером Совета Федерации Александром Торшиным, что доклад не может быть обнародован до тех пор, пока не будут ответы на вопросы, которые поставил член комиссии Савельев. "Я затрудняюсь сказать, когда доклад будет обнародован, но до конца сентября этого точно не будет", - заявил Миронов. При этом он отметил, что комиссия еще раз поднимет "некоторые материалы" с тем, чтобы снять все вопросы.
Напомним, еще в конце мая 2006 года Савельев представил свой доклад на заседании Парламентской комиссии. Однако комиссия отказалась включить выводы Савельева в итоговый доклад. Только публичное обнародование доклада "Беслан: правда заложников" заставило парламентскую комиссию продлить свою работу и обратить внимание на исследования, проведенные Савельевым.
"Мы хотим поработать более тщательно над материалами, которые были обнародованы членом нашей комиссии, депутатом Юрием Савельевым, который представил свой доклад", - пояснил Торшин 20 сентября 2006 года.
Поскольку текст публикуемого сегодня официального проекта доклада Парламентской комиссии уже давно находится у многих российских и иностранных журналистов, главный редактор сайта "Правда Беслана" Марина Литвинович и журналист "Новой газеты" Елена Милашина приняли решение опубликовать доклад. По словам журналистов, они хотят, чтобы была возможность увидеть результаты работы комиссии, когда она проработает выводы, представленные Савельевым и представит окончательный доклад.
"Кроме этого, мы считаем, что теракт в Беслане, его расследование, а также работа Парламентской комиссии не может скрываться от общественности в силу чудовищности преступления и количества невинных жертв", - говорят Литвинович и Милашина.