Как рассказали источники, разработка Улюкаева велась на протяжении нескольких месяцев. По данным собеседников издания, над делом работали занявший летом пост главы службы безопасности "Роснефти" Олег Феоктистов, незадолго до этого отправленный в резерв генерал ФСБ, а также руководитель управления "К" ФСБ Иван Ткачев.
В статье Феоктистова и Ткачева называют "выходцами из самой влиятельной и эффективной в недавнем прошлом межведомственной команды силовиков", в которую входили соратники Бастрыкина - руководитель УСБ СКР Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов, арестованные по громкому делу высокопоставленных сотрудников Следственного комитета.
Правда, разработку Улюкаева завершила другая команда силовиков - управление "М" ФСБ РФ, которое возглавляет Сергей Алпатов. Именно Алпатову и его людям удалось разбить группу Феоктистов - Максименко, что дало возможность главе ФСБ Александру Бортникову отправить в резерв Феоктистова, входившего в число силовиков, имевших прямой доступ к президенту РФ Владимиру Путину, и едва ли не снять с должности председателя СК Бастрыкина, говорится в статье.
Отмечается, что до этого Феоктистов в связке с Максименко разработали и реализовали операции, завершившиеся громкими арестами последних восьми лет - губернаторов, вице-губернаторов и силовиков. В частности, именно они разрабатывали арестованных на прошлой неделе высокопоставленных кемеровских чиновников, в том числе начальника областного СУСКа и двух вице-губернаторов Амана Тулеева. Ранее СМИ писали, что Феоктистов курировал дело о взяточничестве, в котором обвиняют экс-губернатора Кировской области Никиту Белых.
Войну кланов спровоцировала ссора между двумя светскими львицами
"Новая газета" пишет, что конфликт между двумя группами силовиков спровоцировала ссора между внебрачной дочерью высокопоставленного чиновника из Казахстана Жанной Ким и московским дизайнером Фатимой Мисиковой. Речь идет о перестрелке в декабре 2015 года в ресторане корейской кухни Elements в Москве.
По заказу Ким Мисикова выполнила дизайн-проект ресторана Elements, но заказчица отказалась оплачивать работы. Помимо юристов, обе стороны конфликта привлекли к решению вопроса силовиков. Со стороны Ким выступал бывший сотрудник спецслужб Эдуард Буданцев, который, по данным газеты, предположительно, может быть близким знакомым генерала Сергея Алпатова. Мисикову, которая близка с подругой криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), представлял ЧОП, охранявший бизнесмена Андрея Кочуйкова (по кличке Итальянец) из ОПГ Шакро.
Чоповцы приехали на встречу с травматическим оружием. Между Кочуйковым и Буданцевым возник конфликт, переросший в драку, а затем в стрельбу. В итоге Буданцев убил двоих и ранил еще восьмерых человек. Вскоре после ареста вопросом заинтересовался начальник управления "М" ФСБ Алпатов, говорится в статье. Издание не исключает, что последовавший за этим "крестовый поход" против Феоктистова - Максименко начался из-за того, что не получилось вытащить Буданцева.
После доклада Бортникова президенту РФ Владимиру Путину о ситуации, связанной с конфликтом вокруг ресторана Elements, последовали аресты людей из ближайшего окружения Бастрыкина. Среди прочих были арестованы Максименко, Ламонов и заместитель главы ГСУ СКР по Москве Денис Никандров. Их обвинили в получении взятки от Шакро за переквалификацию обвинения Итальянцу. Как отмечает издание, позиции группы Феоктистова, Бастрыкина и Ткачева стали очень шаткими.
Арест Улюкаева показал, что связка Ткачев - Феоктистов - Бастрыкин сохранила боеспособность
Летом глава "Роснефти" Игорь Сечин назначил Олега Феоктистова начальником службы безопасности компании. Не удалось отправить в резерв и Ивана Ткачева - он получил повышение и возглавил управление "К" ФСБ РФ.
Следственный комитет в связи со всеми этими событиями был, безусловно, ослаблен. Бастрыкин, по мнению источников "Новой газеты", потерял доступ к Путину и был вынужден ликвидировать УСБ СКР, которое возглавлял Максименко. После конфликта вокруг Elements в СК объявили негласный запрет на сотрудничество и реализацию оперативной информации, поступающей из управления "М" ФСБ РФ, рассказали источники издания.
При этом связка Ткачев - Феоктистов - Бастрыкин, потеряв значимых людей, все-таки сохранила боеспособность. Арест министра Улюкаева - красноречивое тому подтверждение, пишет "Новая газета".
Как указывает издание, важно понимать, что арест Улюкаева работает не только на интересы Игоря Сечина как главы "Роснефти", встретившего сопротивление экономического блока правительства планам покупки "Башнефти". Спецоперация преследует как минимум еще одну важную цель: "это "обратка" тем, кто запустил "дело Максименко - Ламонова", говорится в статье.
Арест Улюкаева совершенно очевидно снова выводит на сцену "опального" Бастрыкина, добившегося с помощью старого оперативного ресурса в лице Феоктистова и Ткачева нужного руководству страны результата.
Все поставленные задачи этот громкий арест уже выполнил, отмечает издание. Во-первых, минимизировано влияние так называемых либералов в правительстве Дмитрия Медведева; во-вторых, Путину снова продемонстрирована эффективность силовой связки СК - ФСБ.
Кроме того, если данные газеты "Ведомости" о том, что Путин на встрече с главой "Лукойла" Вагитом Алекперовым предложил ему выкупить 19,5% акций "Роснефти", верны, то теперь условия, которые ранее владелец "Лукойла" счел бы неприемлемыми, выглядят "как предложение, от которого нельзя отказаться". "Впрочем, в силе оно до сих пор и было ли на самом деле, доподлинно неизвестно", пишет "Новая газета".
Алексей Улюкаев был задержан в офисе "Роснефти" 14 ноября. Его подозревают в вымогательстве и получении взятки в размере 2 млн долларов за выданную Минэкономразвития положительную оценку, которая позволила "Роснефти" приобрести государственный пакет акций "Башнефти". Басманный суд Москвы отправил Улюкаева под домашний арест до 15 января, а президент РФ снял его с должности в связи с "утратой доверия".