Алехина, попавшая в колонию номер 28 в городе Березники Пермского края, со времени своего приезда и до сих пор находится в карантине - в общий отряд ее переведут в выходные, 24-25 ноября, пишет "Комсомольская правда". Первые дни в тюрьме, хоть и в карантинном отделении, для Алехиной прошли спокойно. Навестивший ее правозащитник Сергей Исаев передает, что девушка в хорошем настроении, которое объясняется ее неприхотливостью.
Между тем суровый тюремный быт все же не может удовлетворить некоторые потребности Марии Алехиной. Хоть в колонии и кормят, по словам правозащитника, неплохо, есть она там не может, так как вегетарианка. В магазине при колонии девушка может покупать себе подходящую еду. Но на это, по тюремным правилам, у нее есть не более 2 000 рублей в месяц. Решать проблему взялись соратники.
"Маша - вегетарианка. Но здесь инициативно проявились пермские веганы и собрали ей свою посылку, со всякими вкусностями, ей одной понятными", - сообщил 59.ru пермский бизнесмен Андрей Агишев.
Проблемы Алехиной: выбор профессии и детские книги
Попав в общий отряд, Алехина должна будет трудиться. Ей бы хотелось быть библиотекарем в колонии, но таких вакансий не было, в результате ей предложили стать швеей, закройщицей, учетчицей, нарядчицей, упаковщицей, гладильщицей или кладовщицей, пройдя трехмесячные курсы. Предложение это такое, что отказаться от него нельзя - особенно если заключенная надеется на УДО. Поэтому скоро панк-феминистке придется осваивать новую профессию - работать над зимними куртками полицейских, черными с красной окантовкой, указывает "КП".
Сторонники пока не знают, как решить проблему с книгами. Библиотека в колонии скудная, но главная загвоздка заключается в том, что арестантам многое запрещено. "По закону осужденным не разрешается читать произведения, даже классические, содержащие сцены насилия, секса, поэтому даже "Преступление и наказание" Достоевского здесь не найти", - сетует правозащитник Исаев.
Колония в Березниках считается образцовой - это видно и по фото, сделанным журналистами. На них поражает отсутствие перегородок в комнатах. Их нет ни в душе, ни даже в туалете - ряд унитазов, близко стоящих рядом, не отделяются друг от друга даже занавеской или прозрачной заслонкой.
Верующие сидельцы "пока реагируют спокойно"
Мария Алехина своих сокамерников, строго говоря, еще не видела, так как находится в карантине. Но с теми арестантками, которых она повстречала, проблем не возникало, несмотря на широкую известность исполнительницы "панк-молебна".
"Верующие здесь есть, они ходят в молельную комнату, беседуют с приходящим священником. Не исключено, что у некоторых из них Маша может вызвать раздражение. Но пока все реагируют на нее спокойно", - рассказал Сергей Исаев.
Аналогичным образом складываются отношения с заключенными у Надежды Толоконниковой. Как рассказал ее экс-адвокат Марк Фейгин, девушка благополучно влилась в тюремную жизнь.
"У нее нет жалоб ни на руководство, ни на сокамерников. Ее никто не трогает, поскольку в колонии никому нет дела до идеологических споров", - цитируют Фейгина "Известия", которые тоже успели сфотографировать тюремный быт участниц Pussy Riot.
Веб-камера для Толоконниковой
В отличие от Алехиной, Толоконникова уже "вышла на работу" в колонии и пришивает пуговицы к униформе. На производстве она с 7 ноября, дня ее рождения.
На тюремную жизнь Толоконникова не жалуется, хотя в ее мордовской колонии N14 от арестанток требуют строжайшей дисциплины. Подъем у заключенных в шесть утра, а уже в 6:05 женщины должны быть на зарядке, а за это время нужно привести в порядок и себя, и свою постель. За складку и незастегнутую пуговицу можно попасть в штрафной изолятор (ШИЗО). Строго запрещено курить не по расписанию и в неположенных местах.
В ШИЗО попадают и за жалобы. Например, заключенная решила рассказать о побоях - она выходит во двор колонии в положенное время и встает под флаг, ожидая, когда кто-нибудь из надзирателей ее заметит. Как только арестантка попала на глаза работнику колонии, она отправляется в карцер, после чего будут выяснять, что случилось.
Но есть у мордовской колонии и свое ноу-хау. Арестанткам предлагают пообщаться с близкими через веб-камеру. Но Надежде Толоконниковой пока этого сделать не удалось.