В интервью "Эху Москвы" Сванидзе дал оценку уже официально состоявшегося присоединения Крыма. Назвав это событие "милым", журналист в то же время нарисовал далеко не радужные перспективы России.
"У нас государственные успехи и успехи государей всегда мерились именно территориальными приобретениями или потерями. К этому можно относиться спокойно, к этому можно относиться так, как к этому относился, скажем, Петр Андреевич Вяземский, который называл радости по поводу наших пространств "географическими фанфаронадами", - заявил Сванидзе.
"В современном мире фактор территориальных приобретений - он не на первом месте среди критериев государственного успеха", - подчеркнул журналист.
Сванидзе отметил, что в целом позитивное событие - присоединение Крыма - произошло "очень поспешно", что фактически нивелировало эффект. "Что касается подобного рода очень серьезных вещей, процедура тоже важна. И в отношениях между людьми, и в отношениях между государствами. Очень важна процедура. И если бы это все было не столь торопливо, это бы произвело, видимо, другое впечатление и на Украину, и на международную общественность", - заявил он.
По словам Сванидзе, момент для присоединения Крыма был выбран неудачно, так как Украина, которая находится фактически в "революционной эпохе", никак не могла защититься от посягательств северного соседа. "Какие у нее они (права на полуостров. - Прим. NEWSru.com), другой вопрос, но, вообще-то, Крым до сих пор числился за Украиной", - заметил он.
Сванидзе посетовал, что на международной арене заговорили о начале "новой эпохи, когда на первом плане будет не право, а право силы". В связи с этим главный вопрос, по мнению журналиста, это цена присоединения полуострова.
"Мы сменяли Украину на Крым. Мы получили Крым и потеряли Украину. Украину, которая нам не простит в обозримом будущем той формы и той скорости, с которой мы приобрели Крым", - сказал Сванидзе, добавив, что из-за Крыма теперь близкие соседи будут насторожено относиться к России, опасаясь потерять часть своих земель. "Я боюсь, что придется поставить крест на наших там евразийских планах", - считает журналист.
Международный аспект, который не самым лучшим образом скажется и на российском рынке, по словам Сванидзе, отразится в "резком падении экономики и уровня жизни". Кроме того, может возникнуть более острое противостояние с НАТО, куда в ускоренном режиме вполне могут войти "страны бывшей Югославии и Грузия". "Бюджет НАТО возрастает. Мы ответим - ребята азартные, - прогнозирует Сванидзе. - Начинается гонка вооружений. Это то, что погубило Советский Союз, соотношение которого экономическое с объединенным Западом было гораздо более благоприятным. (...) Сегодня оно не позволяет долго участвовать в гонке вооружений. Просто не позволяет. Значит, это в результате приведет неизбежно к мобилизационной экономике".
Далее как раз начинается внутреннее влияние всей этой ситуации. Сванидзе рассудил, что мобилизационная экономика неизбежно ведет "к мобилизационной внутренней политике". "Это, значит, ни слова против. Это даже не то, что ни слова против, это даже слово "за" не всякое сгодится. Это должен быть просто сплошной восторг и блеск в глазах. А если нет сплошного восторга и блеска в глазах, то это незачет. Мы это уже наблюдаем. Мы уже видим безальтернативную пропаганду, абсолютно безальтернативную. Это будет только усугубляться", - считает Сванидзе.
"Рейтинг президента - он сейчас очень высокий. Степень консолидации общества вокруг решения о Крыме и вокруг президента Путина очень высокая, - отметил он. - Это не может долго продолжаться, но ведь захочется. Ведь не захочется, чтобы рейтинг снизился. Значит, это нужно будет и захочется продолжать".
Более того, Сванидзе предположил, что на Крыме Россия может и не остановиться. "Это воспринимается как победа, и может возникнуть желание продолжить этот победный маршрут", - заявил он.
Однако в этом случае, по его мнению, Запад введет настоящие санкции против России, а не просто визовые ограничения для десятков высокопоставленных россиян, пусть некоторые из них и члены ближнего круга президента. "Самые жесткие прямые санкции они, я думаю, приберегают на случай, если будет попытка повторить крымский сценарий на востоке Украины, - считает Сванидзе. - Вот, если это будет так, то я боюсь, тогда ситуация станет необратимой по самым разным направлениям - и по международной, и по внутриполитической".