Напомним, тем партиям, которые по разным причинам не успели собрать необходимое число членов, будет предложено либо прекратить свою деятельность, либо перерегистрироваться в общественную организацию. Задача Минюста как контролирующего органа в данном случае должна сводиться к проверке того, насколько декларируемое партией число членов соответствует действительности.
Однако силовики будут не только выявлять "мертвые души" в партийных списках. Выездные комиссии будут не только проверять правильность партийного учета, но и вызывать для бесед рядовых членов партии. По словам депутата Госдумы Сергея Глотова из фракции "Родина", чиновники будут задавать партийцам самые разные вопросы. "По результатам таких бесед будет делаться вывод, действительно ли человек состоит в партии, а если нет, то возникнет вопрос, а какая численность у этой партии на самом деле", - рассказал о технологии таких бесед Глотов. Более того, не исключено, что часть вопросов будет посвящена знанию партийцем программных документов и устава организации. Об этом же чиновники министерства уже не раз заявляли на различных партийных съездах и конференциях.
Однако, как пишут "Новые Известия", такая инициатива Минюста, если она будет реализована на практике, противоречит не только целому перечню положений Конституции, но и здравому смыслу. Так, подобные опросы рядовых членов партий будут означать вторжение в частную жизнь человека без его согласия, что противоречит ст. 24 п. 1 основного закона страны. Кроме того, ст. 29 пп. 1, 3 гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, а также то, что "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
Юридическую оценку намерениям чиновников дал председатель Московской коллегии адвокатов Генри Резник. По его словам, проверяющие, бесспорно, могут пригласить члена партии для беседы, только вот этот гражданин имеет полное право отказаться от встречи: "Гражданин обязан явиться, только если он свидетель по уголовному делу. В любом ином случае он ничего никому не должен".
Политических деятелей и экспертов не удивляют намерения Минюста в связке с МВД и ФСБ проверить партии на местах. Многим из них вспомнились времена КПСС, когда гражданин при выезде за границу, даже в страны социалистического лагеря, проходил не только паспортный контроль, но и экзамен на знание, к примеру, "Апрельских тезисов" или последних статданных по достижениям отрасли легкой промышленности.
Бывший председатель ЦИК, а ныне глава Независимого института выборов Александр Иванченко назвал сложившуюся ситуацию "полным маразмом". "Этот маразм общество на себе уже испытало, когда при вступлении в комсомол спрашивали устав и биографию вождей. Это требование и тогда не соответствовало закону и исходило от чересчур ретивых чиновников. Попытка перенести отрицательный опыт прошлого на сегодняшний день не сулит ничего хорошего. Все новации "Единой России", от которой зачастую исходят подобные инициативы, направлены на разрушение многопартийности. Партия власти переживает застой и распад. Для этого ее соперников на партийном поле и пытаются выдворить искусственно, силой", - заявил Иванченко.
По его словам, проверки партий на местах, а также экзамен на "идейность" их членов означают старт кампании по выстраиванию еще одной вертикали - на этот раз партийной. "Все делается для того, чтобы разрушить многопартийность", - отметил член партии "Яблоко", экс-депутат Госдумы трех созывов Алексей Мельников. "Что получилось с исполнительной, мы уже видим, осталось только дождаться, когда в России останется одна партия", - сказал эксперт. "Больше всего вопросов здесь вызывает подключение к "делу" силовых органов власти", - удивился он.
Между тем, по словам Мельникова, чекистов неоднократно использовали для вмешательства в работу "Яблока". "В Петербурге, например, двух местных студентов допрашивали в ФСБ и за принадлежность к партии пытались выгнать из института. А в Москве те же органы проявляют нездоровый интерес к деятельности молодежного "Яблока". Политик все-таки выразил надежду, что проверка партий и их численности будет осуществляться строго в рамках процедуры, которая установлена законодательством. Если же будет наблюдаться отступление от этих норм, то общество, считает Мельников, сможет задать вопрос МВД и ФСБ, на основании статьи какого закона они производят ревизию.
Лидер Национал-большевистской партии России Эдуард Лимонов удивился степени тяжести работы, которую собираются взвалить на себя чиновники, проверяя деятельность политических партий. "Ведь чтобы спрашивать у кого-то знание программы и партийного устава, им самим нужно будет проштудировать несколько брошюрок, а ведь это требует времени. Короче, дело - дрянь, каждый шаг этой зарвавшейся власти поражает своим цинизмом и бестолковостью", - сказал Лимонов. Впрочем, по словам лидера НБП, у инициаторов подобных проверок не хватит выдержки, чтобы проделать такую работу. "А у нас хватит, мы приспособимся", - заметил Лимонов.
Из зарегистрированных сейчас Минюстом 48 партий не более 7 соответствуют новым требованиям о численности рядов. Это следует из представленных Минюстом последних данных о численности партий. Итак, из парламентских партий на политическом олимпе без проблем удерживаются три: "Единая Россия" (372 тысячи), Народная партия (120 тысяч), КПРФ (102 тысячи). Из непарламентских партий, если верить Минюсту, жизнеспособны четыре: Партия жизни (81 тысяча), Партия возрождения России (71 тысяча), "Яблоко" (73 тысячи) и Российская партия пенсионеров (60 тысяч). Две партии, попавшие в Думу на декабрьских выборах 2003 года, пока недотягивают до новых требований: это ЛДПР (38 тысяч) и "Родина" (24 тысячи). Эти результаты даже хуже, чем у не прошедших в Думу Аграрной партии России (41 тысяча) и партии "Свобода и народовластие" (48 тысяч).