Главный символ столицы - Красная площадь - поменяет свой облик. Находящийся в критическом состоянии памятник Минину и Пожарскому, творение Ивана Мартоса, демонтируют и перевезут в один из московских музеев
Архив NEWSru.com
Главный символ столицы - Красная площадь - поменяет свой облик. Находящийся в критическом состоянии памятник Минину и Пожарскому, творение Ивана Мартоса, демонтируют и перевезут в один из московских музеев. А его точная копия будет установлена на историческом месте - в самом центре Красной площади между Мавзолеем Ленина и ГУМом, где памятник стоял до 1930 года. Как пишут "Известия", кто изготовит копию, пока не известно. Однако в качестве одного из кандидатов называют имя Зураба Церетели. Впрочем, окончательное решение по этому поводу будет принято только в следующем году.

"Скульптурная композиция, посвященная Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, уже давно находится в плачевном состоянии", - сообщил "Известиям" начальник отдела памятников монументального искусства и некрополя при Главном управлении охраны памятников (ГУОП) Владимир Бакаляров.

По его словам, несмотря на то, что первые дефекты были обнаружены еще в советское время, реставрационные работы так и не были проведены.

Денег на реставрацию памятника не было, поэтому памятник так и продолжал бы медленно разрушаться, если бы не трагический случай. Два года назад несколько молодых людей решили сфотографироваться вместе с освободителями русского народа. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, они быстро забрались на заднюю часть скульптуры. Барельеф не выдержал нагрузки, и трехсоткилограммовая глыба насмерть придавила одного из них. Тогда российским спецслужбам удалось избежать огласки произошедшего возле кремлевских стен инцидента, а барельеф в тот же день отправили на реставрацию.

"Изучив полученный фрагмент, мы осознали, что дела обстоят куда серьезнее, чем предполагали. Царапины, трещины, многочисленные углубления и пустоты были повсюду. Однако особые опасения вызывал начавшийся процесс минерализации металла, грозивший полной потерей памятника", - вспоминает руководитель реставрационных работ Евгений Транковский.

Минерализация означает потерю эластичности, соответственно любой скачок температуры, будь то потепление или похолодание, может привести к полному разрушению скульптуры, объяснил Владимир Бакаляров.

По мнению специалистов, единственный способ спасти историческую достопримечательность столицы - перенести ее в теплое помещение.

Но тут перед специалистами возник другой вопрос, что поставить на месте монумента. "Самый разумный вариант - изготовление копии. На Западе подобный опыт широко распространен. На флорентийской площади, к примеру, установлена копия микеланджеловского Давида, а оригинал тем временем покоится в стенах государственного музея", - размышляет главный архитектор Исторического музея Генрих Коротков.

Такая же история постигнет памятник Минину и Пожарскому. Причем копию монумента решили поставить на то место, где он стоял до 1930 года, то есть в самый центр Красной площади - между ГУМом и мавзолеем.

В 1819 году ГУМа еще не было, и памятник был установлен прямо посередине площади - на вершине Кремлевского холма. Это было весьма символично - освободители русской земли взирали на город с высоты холма, а Минин указывал рукой на Кремль. На двух барельефах разворачивались исторические сражения.

Но в советское время возникла необходимость проведения праздничных парадов. И в 1930 году скульптурную композицию перенесли к храму Василия Блаженного, нарушив тем самым все возможные архитектурные и монументальные каноны. "Памятник круглый, а значит, ему необходим панорамный обзор, который сейчас и нужно ему вернуть", - считает Коротков.

Впрочем, один раз накануне Олимпиады-80 памятник все же попытались реставрировать. Тогда коммунальные службы ударными темпами приводили Москву в порядок, и городские власти заговорили о необходимости косметической реставрации нескольких монументов. В этот список попала и скульптура Минина и Пожарского.

Впрочем, работы проводились на скорую руку. Трещины и дыры обработали модными в то время эпоксидными смолами, изначально разработанными для пропитки древесины и не приспособленными для наружного применения. "Спустя несколько лет состав начал распадаться и пропускать внутрь полого монумента не только пыль, но и безжалостные к металлу воду и снег", - говорит Бакаляров.

Памятник Минину и Пожарскому предназначался Нижнему Новгороду

Члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили создать памятник Минину и Пожарскому к 200-летию народного ополчения еще в 1803 году. В 1808 году среди скульпторов был проведен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие самые известные мастера того времени - Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин. Однако лучшим сочли проект Ивана Мартоса.

В 1809 году начался сбор денег на создание памятника. По стране рассылались рисунки будущего памятника с сопроводительным текстом: "Вышина монумента 11 аршин. Фигуры и барельефы будут отлиты из бронзы. Пьедестал из сибирского мрамора. Исчисленная на сооружение монумента сумма 150 000 рублей. Монумент во всех частях будет окончен в 4 года".

К 1811 году собрали нужную сумму, в основном среди нижегородцев, а к 1815-му памятник был готов и представлен на обозрение в Академии художеств. Однако самому Мартосу удалось убедить общественность, что лучшее место для памятника не Нижний Новгород, а Москва.

А в Нижнем Новгороде спустя несколько лет в качестве утешения за неустановленный памятник поставили обелиск в честь Минина и Пожарского, который при перевозке треснул.

В год празднования 850-летия Москвы Юрий Лужков пообещал подарить Нижнему Новгороду копию памятника Мартоса в исполнении Зураба Церетели. Обещанного подарка в Нижнем Новгороде ждут уже седьмой год. Но надеются дождаться к ноябрю 2005 года, когда в стране впервые будет праздноваться новый государственный праздник - День народного единства. Сейчас в городе идет активная реконструкция церкви Иоанна Предтечи и площади вокруг нее – именно оттуда уходило в Москву ополчение Минина и Пожарского. Там же предполагается установить копию памятника.