"Многие агрегаты на лодке, несмотря на катастрофу, находятся в нормальном состоянии, - говорит Чувакин. - Соответствующее решение уже подготовлено, в данный момент оно согласовывается с заинтересованными ведомствами. Думаю, через несколько месяцев оно будет принято официально совместной комиссией Минобороны и "Россудостроения".
По словам Чувакина, после этого специальная комиссия проведет на судоремонтном заводе "Нерпа", куда для утилизации будет переведен "Курск", исследования по каждому уцелевшему механизму, чтобы понять, в состоянии ли он выполнять свои функции. Цена вопроса - многие миллионы рублей, которые будут сэкономлены при ремонте других АПЛ проекта 949А. Современная подлодка такого класса даже без вооружения стоит не меньше миллиарда рублей.
"В комиссию войдут представители ВМФ, специалисты нашего завода, а также представители других заводов-смежников", - заявил главный инженер "Нерпы" Владислав Римденок.
По словам капитана 1 ранга запаса Михаила Волженского, входившего в государственную комиссию по приему "Курска", технологически в снятии деталей с погибшей лодки для ремонта других нет ничего необыкновенного. "Моряки иногда плавают на погибших, но потом поднятых кораблях, - пояснил он. - Знаменитый "Варяг", потопленный японцами, был затем поднят и служил в японском флоте, а затем его передали России. Конечно, плавать на корабле, на котором есть оборудование с погибшего крейсера, - очень плохая примета. Не принято носить вещи с покойников. Но ведь нет денег на новое оборудование! Кроме того, иногда просто невозможно его заказать, потому что предприятия, которые производили ту или иную технику для АПЛ, прекратили свое существование. Каждая гайка, если она будет признана годной к эксплуатации, должна быть использована".
Действующие подводники не склонны драматизировать ситуацию, пишет газета. "Никаких суеверий в этом плане у нас нет, - говорит командир однотипной с "Курском" субмарины "Омск", базирующейся на Тихоокеанском флоте (ТОФ), Владимир Дмитриев, корабль которого отправится на плановый ремонт через несколько лет. - Экипаж всегда принимает участие в ремонте, но нас не ставят в известность, откуда поступила та или иная деталь".
Дмитриев считает, что нет ничего плохого в том, что уцелевшие детали с подводной лодки "Курск" будут использованы для ремонта других АПЛ. На ТОФе уже существует практика переустановки деталей с одной субмарины на другую. Дело в том, что заказ на новые детали надо делать по графику за несколько лет до их плановой замены. Если что-то выходит из строя до этого срока, легче заменить механизм оборудованием, снятым с подводной лодки, поставленной на прикол.
Между тем офицер заказывающего управления ВМФ, попросивший не упоминать его фамилию, отреагировал на данную инициативу весьма эмоционально. "Будут использовать снятые валы? Корабль упал со 100 метровой высоты на гранитное дно и столько же пропахал по инерции... После удара о грунт у АПЛ только чудом не сошел с фундамента реактор. Валы вытачивают с микронной точностью, именно благодаря этому достигается бесшумность подводного хода. Когда они повреждаются, их проще сделать заново, чем выправлять дефектные", - отметил он.
Как отмечает издание, устанавливать на другие подлодки оборудование со списанных кораблей начали в самом конце 70-х годов, когда стали выводить на ремонт АПЛ, построенные в середине 60-х. Касалось это небольших деталей и механизмов.
По сведениям "Известий", при строительстве подлодок "Курск" и "Омск", которые были сданы в 90-е годы, на них тоже ставилось отремонтированное оборудование со списанных субмарин.
Издание также отмечает, что пока остается неясной судьба 15 из 22 крылатых ракет "Гранит", штатным образом извлеченных из ракетных шахт "Курска". Не исключено, что в случае если эксперты признают их годными к использованию, а предварительно такое заключение уже было вынесено, ракеты с "Курска" тоже снова поступят на вооружение ВМФ.