Доклад составлен по итогам двух экспедиций Amnesty в Ингушетию в 2010 и 2011 годах и бесед с 60 пострадавшими и родственниками жертв предполагаемых преступлений со стороны силовиков, а также с местными правозащитниками, адвокатами и официальными лицами. Кроме того, организация использует данные, собранные российским правозащитным центром "Мемориал", ингушской правозащитной организацией "Машр" и интернет-ресурсом "Кавказский узел", сообщает Русская служба BBC.
Как заявил директор программ Amnesty по Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен, представляя доклад в Москве, безнаказанность, сопровождающая нарушения со стороны силовиков, - "это не результат объективных сложностей, это - важная составляющая правоохранительной системы в том виде, в каком она сейчас выстроена".
Преступления такого рода, как правило, либо вообще не расследуются, либо не расследуются должным образом. "Безнаказанность - и итог этой деятельности, и ее отправная точка. Можно утверждать, что нерасследование является намеренным", - сказал журналистам эксперт Amnesty по России Денис Кривошеев.
По его словам, безнаказанности способствует, в частности, секретность спецопераций, когда их участники скрывают не только свои личности и лица, но и ведомственную принадлежность. Во многих случаях эта секретность оправдана, признает Кривошеев, но далеко не всегда.
Организация напоминает, в частности, признание президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова о том, что из восьми похищенных в 2011 году людей пять, возможно, были похищены спецслужбами или силовыми структурами. "Когда рано утром приезжают на БТР, "Уралах" и другой военной технике и забирают людей, глупо утверждать, что это сделали не силовые структуры, а Доку Умаров, например", - цитирует Amnesty слова Евкурова, сказанные в начале этого года.
При этом правозащитники отмечают, что ситуация в Ингушетии лучше, чем в соседних северокавказских республиках России. По словам Джона Дальхизена, президент Евкуров более охотно, чем коллеги, признает факты нарушений прав человека, местные и международные правозащитные организации работают в Ингушетии более свободно и другие северокавказские республики могли бы у нее поучиться.
Стоит отметить, что как раз в четверг глава Чечни Рамзан Кадыров официально заявил, что его республика - это "самый безопасный регион на территории России". "Во всех отношениях безопасный. У нас самая спокойная, самая благоприятная республика как для инвесторов, так и для туристов", - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Правда, речь шла о незаконных вооруженных формированиях. "Это словосочетание осталось еще с давних пор, когда были всякие батальоны, дудаевские гвардии, МГБ и тому подобное. На самом деле осталась всего лишь небольшая кучка боевиков из нескольких десятков человек, которых правоохранительные органы уничтожают, когда они спускаются с гор на равнину", - пояснил Кадыров, подчеркнув, что никаких таких формирований в Чечне нет.
Напомним также, что год назад Кадыров проиграл в суде руководителю правозащитного центра "Мемориал" Олегу Орлову, которого признали невиновным в клевете на главу республики. Поводом для судебного разбирательства стали заявления Орлова в связи с убийством в Чечне в 2009 году сотрудницы "Мемориала" в Грозном Натальи Эстемировой. В интервью СМИ и на сайте "Мемориала" Олег Орлов заявил о том, что Рамзан Кадыров несет ответственность за то, что происходит в Чечне, в частности за это убийство.